Не могу ни устроиться на работу, ни учиться, ни жить.

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Мне 22, почти 23 года, не замужем, живу с родителями.
Даже не знаю, с чего начать свой вопрос. Начну, пожалуй, со школы. С раннего возраста, лет с 8, я стала очень сильно замыкаться в себе из-за травли других учеников по поводу внешности (очень-очень толстая, мягко говоря). К окончанию обучения я уже имела развитую социофобию, не дающую мне нормально функционировать в окружении людей и с десяток лет депрессии, в какой-то момент перешедшей к членовредительству. На тот момент я ненавидела в себе уже абсолютно всё и любые взгляды людей или хихикания где-то рядом воспринимала на свой счёт, что на меня пялятся с усмешкой и ужасом или смеются. Единственное, что меня успокаивало, это рисование. Всегда. Когда я рисую, все мои мысли о чем-то плохом уходят, хотя рисую я в основном что-то на мрачную тематику, что в школе, что сейчас.
И вот, со всем этим багажом, я выпустилась из школы. Хотела поступить в художественное училище, чтобы подтянуть все свои художественные навыки и в дальнейшем уже работать художником, т.к. это единственное, что приносит мне хоть какие-то положительные эмоции и единственное, что я вообще в состоянии делать. Но увы, провалила вступительные экзамены, немного не хватило баллов. Поговорила с мамой, что мне нужен год перерыва, чтобы натаскаться в рисовании и на следующий год поступить, но на все это получила категоричный ответ "нет". А т.к. никуда больше я и не собиралась поступать, мне было предложено по примеру сестры пойти учиться на делопроизводителя. Так, в качестве альтернативы, на этот год, а там уже переведешься... Я упиралась, но в итоге согласилась (о чем сейчас жалею и ненавижу себя, я все испортила). Кое как отучилась год. По предметам более-менее хорошо, а вот чисто морально... Ни с кем не общалась вообще. Максимум отвечала, какая сейчас пара, если кто-то из одногруппников спрашивал. Очень тяжело это все давалось, социофобия стала активно прогрессировать. И вот наконец то наступило лето и я радостная пошла говорить вот, надо снова документы в художественное подать и пройти экзамены, на что в ответ увидела удивленные глаза и огромный скандал, состоящий из двух частей: куда это ты собралась, уже год проучилась, учись дальше давай и художники все нищие, ты не заработаешь и копейки своими художествами, художник это не профессия. И длился этот скандал недели две. Больше терпеть я не смогла и уехала в деревню до конца лета, лишь бы не видеть свою мать. Конечно же никакие экзамены я так и не сдала. Не сдала и на следующий год, а потом был завершающий курс и в 2014 году я выпустилась. А художественные навыки остались на прежнем уровне, т.к. рисовала я только на парах, пока преподаватель что-то рассказывал.
Долго я пыталась найти работу после выпуска, пол года наверное, в итоге пришлось устроиться на работу, с зп ниже прожиточного минимума. Проработала всего два месяца и уволилась. Сама понимала, что не справляюсь с ней и начинаю портачить в документах, да и с сотрудниками не могла ужиться, постоянно пытались со мной говорить и заставить рассказать что-то, от чего я дико стрессовала, замыкалась и вообще была не в состоянии двух слов связать, вся речь опять была из сплошных да, нет, не знаю.
Уволилась и... До сих пор в поисках работы. Сейчас я уже полностью перестала её искать, с сентября, т.к. понимаю, что это все бесполезно, собеседования мне только нервы портят, ведь нужно изображать коммуникабельного, активного человека, что в состоянии дикого стресса вообще нереально. Не получается говорить, соображать ответы на вопросы, как-то складно отвечать, я постоянно зациклена на том, как я себя веду, пытаюсь контролировать это и наверное со стороны выгляжу как робот с сильными задержками в развитии. Я понимаю, что это отталкивает работодателя, но ничего не могу сделать. Точно также я понимаю, что их отталкивает и то, что я столько лет не работала, никакого опыта не имею. Скорее всего их отталкивает и моя внешность, ведь со школьных времён рост мой так и не изменился, а вот вес стал ещё больше, перевалив за сотню, да и в целом я наверное выгляжу неопрятно, хотя стараюсь все держать в порядке, готовлюсь целый день к собеседованию и какие-то термины повторяю, ищу информацию, пытаюсь заучить ответы на стандартные вопросы. Но чего-то мне все равно не хватает и что-то во мне явно отталкивающее.
Задумалась, может быть пойти получать образование новое, но поняла, что мне и его не получить, т.к. при вступлении требуются результаты ЕГЭ, а я его не сдавала и математическую его часть сдать не в состоянии, даже при окончании школы в девятом классе на аттестации по математике я набрала ноль баллов из всех возможных. Хотя остальные предметы для меня не были проблемой.
И собственно вот и суть моего вопроса, что мне теперь делать? Я просто не понимаю. И работу найти не могу, и поступить куда-то не могу, и рисованием зарабатывать тоже не получается, не тот у меня уровень, сколько бы я ни практиковалась. Не понимаю, как меня воспринимают работодатели, что мне делать со своей невозможностью говорить с людьми, как не зависать от того, что меня что-то спросили, а мой мозг сразу запаниковал и выключился. Что мне делать с обучением, как подтянуть эту математику, чтобы хотя бы ЕГЭ сдать, я совершенно не могу её запомнить, даже держа перед собой ход решения уравнений ответы выходят неверные. Что нужно подтянуть в голове, чтобы она заработала? Как разобраться с социофобией и депрессией, которые меня полностью сожрали, что теперь я 99% времени бодрствования сижу взаперти, занимаюсь самокопанием и попытками хоть что-то минимальное делать, что почему-то даётся с огромным трудом. И как перестать приходить в ярость от одного только осознания, что я вот уже семь лет попросту выкидываю на помойку и дальше всё становится только хуже.
Я не знаю, куда уходят дни. Просто осознаю, что я поела, в сети посидела, может быть сходила в магазин или что-то маленькой по дому сделала, порисовала. И всё. Больше ничего не делала, а день ушёл, второй, пятый, десятый, сотый, тысячный...
Я не знаю, что мне делать. Просто понимаю, что потратила кучу лет ни на что, ещё столько же потрачу, а потом просто вскроюсь, т.к. бесполезно так жить, только перевожу ресурсы и взамен никакого выхлопа.
Автор вопроса: Лисса Возраст: 22

На вопрос отвечает психолог Гнатюк Людмила Юрьевна.
Здравствуйте Лисса!
Спасибо Вам за столь откровенное и подробное письмо! Спасибо, что поделились своей болью и переживаниями, когда люди, которые переживают что-то подобное прочитают его, им уже будет легче от понимания того, что они (и Вы в том числе) не одни такие. А когда появляются единомышленники, то они друг друга подтягивают. Стоит нам немного сместить фокус внимания с себя на кого-то другого, кому также необходима помощь, как чудесным образом у нас появляются силы и новые возможности в жизни. Попробуйте, это работает 100%!
Что касается Вашей ситуации, то у Вас есть очень важное понимание того, что Вас радует, в данном случае - рисование. Это уже огромный плюс! Многие люди тратят целую жизнь на поиски того, что их вдохновляет и радует, а Вы уже это знаете, если учесть, что Вам всего 22 года, то можно сказать Вы на старте!
Мир отражает нам то, что мы сами думаем о себе, поэтому хорошая новость также в том, что не нужно менять всех людей вокруг и работодателей в том числе, а нужно менять свое мышление, свои установки, ограничения и т.д. Как это сделать? Ну прежде всего осознать, что именно Вас ограничивает (в Вашем письме, например, это шаблоны по поводу веса, возраста, Вашего мозга, депрессии, отсутствия возможностей и т.п.). Возьмите лист бумаги и начните выписывать все свои негативные установки (например, «я очень толстая», «не могу сдать математику», «мой мозг выключается и паникует»), подумайте зачем они Вам нужны? В психологии это называется вторичная выгода. Например, «лишний вес защищает меня от необходимости общаться с другими людьми/отражает миру насколько я не люблю себя», либо «я не могу сдать ЕГЭ» освобождает меня от необходимости двигаться вперед и преодолевать трудности. Это всего лишь примеры, Ваша задача найти истинные Ваши выгоды, поверьте они есть!
Следующий шаг – переформулируйте свои убеждения на позитивные. Если брать ту же тему с весом, то это может быть «У меня есть все возможности для того, чтобы весить …кг». И дальше Ваша задача найти доказательства, что это возможно, опираясь на собственный опыт. Например, «когда я регулярно следила за своим питанием/тренировалась мне удалось сбросить …кг». Над некоторыми установками придется подумать дольше, над другими меньше, чем больше доказательств в пользу нового убеждения Вы отыщите, тем лучше. И потом ежедневно перечитывайте, и вдохновляйте себя на перемены. Это сокращенная версия работы с убеждениями. Можно еще найти подтверждения негативным установкам: кто их зародил, когда, какие есть доказательства, что это объективно так. Потом искать опровержения этих доказательств. Например, мама сказала, что «все художники – нищие». Мама – художник? Откуда ей знать? Даже если один – два художника, которых она знает – нищие, то это не дает ей права обобщать. Посмотрите современное искусство – многие художники успешны и продают картины, которые под час сложно понять, за очень большие деньги. Так что здесь уж, вопрос к осознанному выбору, во что я верю? Тем более, слова мамы могли быть авторитетны в детском возрасте, на сегодняшний день – Вы взрослый человек и способны самостоятельно создавать свою реальность и решать, что в ней верно, а что – бесполезно.
Большинство успешных людей создавали себя сами. Почитайте биографии личностей, которыми Вы восхищаетесь, узнайте их путь, Вы увидите, что необязательно иметь блестящие внешние/умственные/финансовые данные, для того, чтобы достигнуть успеха. Стартуем мы все по –разному, но возможности даются каждому, независимо от возраста/веса/положения в обществе. Просто кто-то использует эти возможности, а кто-то прикрывается отговорками и созданием новых «почему нет». Ваше письмо – это своего рода то дно, на которое Вы опустились, теперь нащупайте опору и оттолкнитесь, выныривайте, плывите вверх. Иногда недостаточно плохо жить, нужно довести себя до состояния – невыносимо, и тогда отступать больше некуда, или пан или пропал, шансы и на то, и на другое – одинаковы. Что Вы выбираете?
Вы пишите, что проводите время в интернете, так проводите его с пользой – читайте литературу, которая Вас вдохновит, не любите читать – слушайте книги, пока рисуете, смотрите видео-уроки по рисованию, тренируйтесь. Сделайте фото своих работ, выложите в интернете, предложите свои услуги миру! Бог наградил Вас талантом не для того, чтобы Вы сидели и горевали взаперти, а для того, чтобы Вы выразили с его помощью себя и отдали миру, принесли пользу, вдохновили таких же как Вы. Это преступление против самой себя и жизни, имея все данные и возможности не пользоваться ими из страха. Страх тянет Вас на дно. Даже если кто-то раскритикует Ваши работы (многие великие люди считались недалекими, непризнанными), это всего лишь мнение, будут и тысячи других. У каждой звезды есть как фанаты, так и люди-вампиры, которые сливают свой негатив, свою нереализованность на успешном человеке. Нет смысла оправдывать чьи-то ожидания, нужно делать то, что нравится и это принесет плоды.
Вы уже можете зарабатывать тем, что будете учить других (взрослых и детей) основам рисования. Сейчас это очень популярно, куча разных мастер-классов с использованием разных техник, материалов. Для этого не нужно иметь классическое худ.образование. Хотя если очень хочется поставьте перед собой эту цель. И найдите репетитора, который Вам поможет сдать ЕГЭ, а для того, чтобы это произошло еще быстрее сами засейте благоприятные семена – как я уже написала – научите кого-то рисовать, дайте другому то, чего хотите сами, и мир ответит Вам! Если хотите почитайте на эту тему книгу Майкла Роуча «Кармический менеджмент», но обязательно попробуйте, этот метод помог и продолжает помогать миллионам людей во всем мире! Вы – не исключение, просто начните это применять.
Что касается веса- начните ЕЖЕДНЕВНО делать зарядку. Хоть 5 минут сутра, это ОЧЕНЬ важно. Вы заряжаете свое тело на целый день, Вы требуете от него собранности, концентрации, выдержки, а сами что для него делаете? Включайте музыку или видео-уроки и повторяете за тренером. Начните с 5 минут, приучите себя к необходимости двигаться. У Вас должна возникнуть потребность в движении. Без этого не эффективны никакие диеты. Вы должны прийти к тому – что двигаться – это нормально, ненормально лежать на диване целый день. Готовите кушать- параллельно делайте махи или вращайте плечами, всегда и везде ищите, и давайте своему телу возможность движения. Большинство женщин интуитивно чувствуют это, когда хотят перемен первое что делают – записываются в зал или просто начинают с зарядки. Это самый примитивный, базовый уровень заботы о себе. Если Вы не заботитесь о теле, Вы не можете быть эффективны в остальном.
Это Ваш автомобиль, чтобы ехать, нужно его заправить, нужно чтобы он был исправен, и уж точно на нем в разы приятнее ехать, когда он чист, приятно пахнет и в нем есть все, что делает Ваше пребывание комфортным. Но для того, чтобы в Вашей жизни появился автомобиль, Вам нужно пройти самый простой уровень тела. Сюда же относятся Ваши вещи (их чистота, состояние), все пространство которое Вас окружает (комната, дом, мастерская). Это Ваша зона ответственности. Чистота и ухоженность тела и пространства даст Вам новое ощущение себя, новые силы и желание расширять свое влияние в этом мире. Даже если Вы это уже делали и забросили, делайте еще раз, еще 100 раз, но делайте пока не привыкнете к этому!
Ищите людей, которые Вас вдохновят, у которых можно чему-то научиться, которые успешны, а не нытиков и жалобщиков, которых в избытке везде. Вступайте в сообщества, смотрите видео лекции, слушайте записи семинаров/вебинаров и т.д. постоянно держите фокус на развитии, чувствуете, что скатываетесь в пропасть опять, ленитесь - включайте любимого тренера/лектора и слушайте, подзаряжайтесь.
Обязательно контролируйте свои состояния. Только Вы отвечаете за свое эмоциональное наполнение. У Вас всегда есть выбор, как отреагировать, можно обидеться и заедать булкой. А можно сказать о своем чувстве, отстоять себя, выставить границу, не терпеть неуважения к себе и т.д. Экспериментируйте со своими реакциями.
Перечитайте еще раз мой ответ, будут вопросы или желание подробнее пообщаться – пишите, обязательно отвечу.
Верю в Вас и Ваши силы!