Приступы стыда и страх показаться глупой.

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Я все время боюсь сказать глупость и критикую себя за каждое неправильное слово. После общения с людьми начинаются приступы стыда за сказанное, хотя люди могут даже сами не понять, что я сказала чушь. Чтобы сбросить напряжение и тревогу начинаю разговаривать сама с собой, восклицать, материться в пустоту, постоянно трясу ногой и вообще не могу сидеть спокойно, морщусь, жестикулирую. Порой даже трудно сдержаться, чтобы не начать делать это при посторонних людях, так что мое странное поведение вызывает у них непонимание. Как справиться с этим, перестать постоянно критиковать себя за каждую мелочь, не бояться сказать глупость, показаться тупой и избавиться от мучительных приступов стыда?
К слову, в детстве, да и сейчас, меня никто не унижал, родители меня не затыкали и вообще относились ко мне как к равному, давая высказываться, не осуждали и не сравнивали. Все началось, наверное, со школы, когда я поняла, что меня могут осудить за мою глупость (хотя сколько я себя помню, я не была особенно разговорчивой). Тогда я вообще перестала говорить то, что думаю, если на 100% не уверена в своих словах. И нет, это не хорошо, потому что я упускаю все шансы высказаться и оказываюсь как бы вне игры, не выдерживаю конкуренции и постоянно уступаю.
Причем я даже не сталкивалась с осуждением напрямую, в школе все говорили что я умная, в том числе и учителя, но я постоянно боюсь оступиться априори.
Так что нет никаких причин к возникновению подобного страха. Возможно, просто природная склонность, особенность характера...
Автор вопроса: Александра Возраст: 18

На вопрос отвечает психолог Литвиненко Лилия Викторовна.
Здравствуйте, Александра
Гвоздь вашей проблемы - это оценочная зависимость, т.е. зависимость от мнения окружающих про вас.
Вашего внутреннего ребенка насильно подсадили на оценки. Эта зависимость могла развиваться постепенно и мелкими шагами (до школы, в школе). И если бы вовремя вы начали сопротивляться ей, Вы бы удерживали ее на управляемом уровне.
Полной оценочной независимости не существует, но снижать ее до уровня управления надо. Если не начать сейчас сопротивление, то позже в этой зависимости Вы будете держать себя как в тисках: будет постоянная жажда нравиться (сексуально, по человечески, рыночно-социально удерживать имидж правильного человека)....Зачем Вам это нужно? Это создает очень сильное напряжение и ни к чему не ведет, кроме невроза.
Прежде всего, откажитесь от навязанного убеждения, что нужно быть умной. Нет критериев умности или глупости. Это только в вашей голове. А люди, что бы Вы не сделали и не сказали, будут ваши слова и действия воспринимать как правильные. Они ведь не знают, как по надо и как умно. Это только вы придумали, что что то сказали умно или глупо.
К тому же не забывайте о двух великих правах человека: праве на слабость и праве на глупость. Тем более, что Вы девушка. Многие умные девушки очень выигрывают на том, что кажутся глупыми.
Не снимайте полностью оценочную зависимость, просто понижайте ее до уровня управления. Каждое общение считайте тренировкой для себя. Записывайте свои результаты.
Для старта можно начать с книги Д. Карнеги "Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей".
С вами все в порядке. И это не природная особенность. Ваша особенность только в том, что вы позволяете навязывать себе образ умного и правильного человека. Помните, что Вы имеете право быть такой, какой Вы хотите. Разрешите себе. Попробуйте. И Вы увидите, что люди воспринимают вас абсолютно нормально.
Вы можете обратиться к психологу, чтобы разработать план "штурма" своей оценочной зависимости.
Если понадобиться, то мои контактные данные можно найти в моей анкете. Я работаю он-лайн.
Желаю успеха!