Просто лень или психологическая проблема?

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Мне 21 год. Недавно я перевелась с одного факультета на другой. Мне высчитали разницу в предметах, которую мне нужно сдать. Я сдала где-то около половины и на этом остановилась. Я не могу взяться ни за какую работу. Не хожу в универ уже две недели, потому что боюсь и придумываю всяческие отговорки, по типу не успею, что одногруппники скажут, столько времени прошло, а я еще ничего не сдала. В плане отношений с ровесниками я застенчива и долго привыкаю к новым людям. В новой компании обычно не разговариваю, т.к. боюсь сказать что-то не то и показать себя не в лучшем свете. Я не уверена в себе, с этим бороться мне тоже сложно, т.к. я ничего такого не добилась. Даже когда на паре мы расписывали в сочинении, кто чего добился за последние пять лет, другие писали даже мелочи, в которых восхваляли себя, а я сочинила тираду о том, насколько я ленива и не уверена в себе. Я ругаю себя и все равно ничего не делаю. Нервничаю и злюсь часто. Провожу время за компьютером. Я не знаю, чего я хочу и хочу ли вовсе. Увлечения сошли на нет. Постоянно клонит в сон, обычно те сны, что я запоминаю, пугают. Стыжусь себя и своего поведения. Кажется, я уверенно деградирую. Я не знаю, депрессия ли это или обычное самокопание и лень, но я не знаю как это все прекратить, как начать хоть что то делать. Профессия, на которую я сейчас обучаюсь, для меня незнакомая и мне нужно начать в ней разбираться. На первый факультет я поступила с особым желанием, но и оно вскоре испарилось, когда начались трудности. Я боюсь их решать и закрываюсь. Думаю, что лучше уж не пойду на пары, нежели меня поругают там. Постоянное чувство страха и тревоги присутствует. Я не знаю, какой тип мотивации может мне помочь, потому что думаю, что мне нравится себя жалеть и ничего не делать. Как переступить через себя и начать делать то, что нужно? Развиваться и быть активной? Можно ли изменить свой характер в лучшую сторону?
Автор вопроса: Мира Возраст: 21

На вопрос отвечает психолог Соколова Анна Викторовна.
Никогда не откладывай на завтра то, что можно сделать послезавтра. Марк Твен. Мира, добрый день. Рада приветствовать вас на нашем сайте и благодарю за ваш вопрос. Мира, вы были близки в определении вашего состояния, но все таки это не лень. То, что происходит с вами называется прокрастинацией. Прокрастинация- это термин, пришедший к нам из английского языка Procrastination (от лат. procrastinatus: pro- (вместо, впереди) и crastinus (завтрашний). Прокрастинацией называется намеренное откладывание дел "на завтра", зачастую весьма важных и срочных. Так же, прокрастинация -это неумение доводить дело до конца. Бодо Шефер в одной из своих книг говорит об этом примерно так: не бывает наполовину выполненного дела. Дело либо сделано, любо нет. Иногда прокрастинацию приравнивают к лени. Но это не совсем верно. Прокрастинатор – не лентяй, он постоянно чем-то занят, только подменяет важные и срочные дела другими занятиями. Прокрастинация проявляется, когда проявляется значительный временной разрыв между намерением и действенным поведением. Ну например, мне был направлен вопрос от вас и по моим планам, мне необходимо ответить на него сегодня. Т.е сегодня (09/03/18) я имею намерение. Но потом я говорю себе: "Ах, что-то нет у меня настроения набирать свой ответ, сделаю я, пожалуй, это завтра..." . . . . 10/03/18. И 10-го марта 10-е марта волшебным образом превращается уже не в завтра, а в сегодня. И снова я откладываю свое намерение на завтра....11-го марта 11-е марта снова станет сегодня и я снова откладываю на, как вы уже догадались,..на завтра...Вот, примерно, так мы начинаем ходить по порочному кругу прокрастинации. И такой подход, однозначно, обречен на провал. Давайте рассмотрим основные причины прокрастинации: 1. Природа человека. Уклонение, как защитный механизм от неприятных, важных, сложных, объемных задач. Данный механизм срабатывает, когда у человека возникает чувство страха пред предстоящими серьезными задачами. 2. Низкая самооценка. Как правило, люди с заниженной самооценкой волнуются о том, что о их работе подумают другие. Как оценят их работу. 3. Отсутствие мотивации. Многие прокрастинаторы находят себе отговорки вроде: "Я продуктивнее работаю, когда сроки максимально сжаты" или ожидают "волшебного пенделя", вроде грозящего исключение из ВУЗа за неуспеваемость, увольнение с работы и прочее и прочее. 4.Отсутствие силы воли и самодисциплины. Ведь для того, чтобы "съесть лягушку" (этот термин взят из одноименной книги Брайана Трейси ), необходимо прокачать такие необходимые стороны личности, как дисциплина и самоконтроль. 5.Внутренний протест. Это несогласие с ситуацией. Вместо того, чтобы действовать, человек тратит силы на придумывание различных оправданий. 6.Перфекционизм. Это еще одна ментальная ловушка, которая приводит к прокрастинированию. Желание и убеждение в том, что все должно быть выполнено идеально, приводит к промедлению. 7.Неумение планировать и организовать свои дела и свою жизнь в целом. 8.Отсутствие понимания приоритетности задач. Как же быть и что с этим делать? 1. Не судить себя строго, перестать винить себя и стыдиться себя. Недавно, готовя конспект по английскому, я наткнулась на замечательную фразу: Having accepted yourself is the first important step that helps you to be happy. Она переводится как: принятие себя является первым важным шагом, который поможет вам быть счастливым. Мира, примите себя безусловно таковой какой вы являетесь в настоящий момент. 2.Научитесь выстраивать внутренний позитивный диалог. Вы пишите:"Я ругаю себя и все равно ничего не делаю. Нервничаю и злюсь часто." Это неэффективно, откажитесь от подобной модели мышления в пользу "Я справлюсь", "У меня все получится". Подбадривайте себя почаще. Мира, многие люди сталкиваются с подобными ситуациями. Важно решить для себя изменить текущую реальность, делая шаги к намеченным целям. 2.Четко (максимально) определите свои реалистичные цели и задачи. Подумайте, что наиболее важно для вас. Определитесь с приоритетами. Я рекомендую вам прочитать книгу Питера Брегмана (только делать это не вместо решения текущих задач, а находить свободное время) "18 минут. Как повысить концентрацию, перестать отвлекаться и сделать действительно важные дела." Отличная книга, на мой взгляд. Один из наиболее важных советов,-это планирование на год около 5-ти дел/задач/проектов и не распыляться на менее важные. 3. После определения целей задач и их приоритетности, определитесь с первым шагом к их выполнению. Определите второй, затем третий и так далее.Составьте план и разбейте его на блоки. Словом, "начните есть слона по кусочкам". И здесь важно, не переедать. Выполнили запланированную на сегодня задачу, переходим к другим задачам. Помним, что обратной стороной прокрастинации является трудоголизм (это не синоним трудолюбия). Еще раз, я не говорю вам "just do it", важно просто начать, двигаясь поэтапно и системно. 4. Поймите, что сопротивление- это нормально. Важно его преодолеть. Здесь на помощь вам придет книга Прессфилда Стивена "Война за креатив. Как преодолеть внутренние барьеры и начать творить". 5.Работайте над самодисциплиной. Самодисциплина- это способность заставить себя предпринимать действия независимо от вашего эмоционального состояния. Я рекомендую вам ознакомиться с книгой уже упомянутого, Брайана Трейси "Нет оправданий! Сила самодисциплины". 6. Не отвлекайтесь! Приступая к выполнению задачи, отключаем телефон, соц. сети и почту. 7.Не останавливайтесь. Идите до конца и пусть неудачи вас не пугают. Неудачи-это нормально. Относитесь к ним спокойно, извлекайте из ни уроки. 8. И помните: только в ваших силах изменить себя и ситуацию в лучшую сторону. И это реально. И напоследок, рекомендую к прочтению: Тимоти Пичил "Не откладывай на завтра", Нейл Фьюоре "Легкий способ перестать откладывать дела на потом", Петр Людвиг "Победи прокрастинацию! Как перестать откладывать дела на завтра". Мира, я верю в ваши силы.
С уважением, Анна.