Ничего не добилась в 23 года.

Вопрос психологу:
Здравствуйте. У меня сегодня день рождения, мне 23. Никакой радости, одно разочарование.
По разным обстоятельствам я не закончила школу, у меня всего пять классов. Биография испорчена привлечениями по уголовке. Я замужем, есть ребёнок. Нежеланная дочь, к материнству я оказалась абсолютно не готова, и долго привыкала к дочке, боролась с агрессией, ненавистью; хотя до конца не переборола сожаление о том, что не сделала аборт. Сижу в четырёх стенах, мечтаю зарабатывать деньги и хоть как-то начать решать вопрос с образованием. Дочь связала по рукам и ногам, садик пока не видать.
Муж, с одной стороны, золото - помогает, поддерживает, успокаивает; с другой - доставляет беспокойство, он бывший наркоман.
Я постоянно ощущаю себя ненужной, чувствую, как жизнь проходит мимо. У меня нет профессии, зарабатывала деньги тем, что стала строителем-самоучкой. Нелёгкая и пыльная работа, а на другую меня никто не возьмёт, стройка - это единственное, что я умею.
Ощущаю, что я деградировала, сидя дома. Я отупела, не могу посчитать в уме простые числа. Завидую тем, кто в мои годы имеет профессию и работу, имеет знания.
Горько и обидно, что я такая неудалая. Помогите советом, как найти в себе интерес к жизни...
Автор вопроса: Ольга Возраст: 23

На вопрос отвечает психолог Алферова Маргарита Олеговна.
Дорогая Ольга, здравствуйте!
Поздравляю Вас с прошедшим днем рождения! Желаю Вам обретения душевного равновесия и обретения счастья!
Ольга, Ваше состояние можно понять. В день рождения очень часто подводят какие итоги, оценивают свою жизнь.
Ольга, Вам всего 23 года, у Вас все впереди, почему Вы оцениваете свою жизнь , как конченую?
Дорогая Ольга, у нас в жизни всегда есть выбор!!! Выбор: жалеть себя, упиваться жалостью к себе, заниматься самоуничижением или начать действовать, строить планы, воспрять духом и телом.
У всех жизнь складывается по разному, судьба у каждого своя, у каждого свои старты. Самое важное это как Вы бежите свою дистанцию и что будет на финише. Но , наверное самое важное, это даже не финиш (до которого очень далеко), а сам путь. И Ваш путь зависит только от Вас самой. Примите это - все зависит только от Вас самой!!! Неужели Вы никогда не слышали про людей, которые и в намного старшем возрасте начинали все сначала и добивались больших результатов.
Что мешает Вам заниматься самообразование дома? Вы пишите, что деградируете. а что мешает Вам развиваться? Вы читаете книжки? Вы читаете сказки своей дочери? Может начать с этого? В этом будет польза всем. Для Вашей дочери будет идти любовь и внимание, для Вас возможность научиться любви и заботе , а большим плюсом и прицепом будет идти еще и развитие. Когда Вы читаете - Вы развиваетесь!!! Играйте с Вашей дочерью. мелкая моторика это интеллект. Играя в мелкие игрушки, или даже крупу (пересыпая ее из одной емкости в другую, запуская туда ручки и перебирая ее) Вы развиваете и свою мелкую моторику и у дочери, а это развитие интеллекта. После чтения вслух сказок начните читать и для себя более взрослое, затем учебники (за 5,6 класс). сначала просто начните их просматривать, а затем уже ставьте себе цели. Себе всегда можно привить хорошие привычки, например привычку к развитию, к учебе. постепенно, даже сидя дома можно учиться на дому и экстерном сдавать экзамены за каждый класс. У Вас все получится. Дальше- больше. Еще раз оговорю, что все в Ваших силах, все зависит от Вашего намерения!!!
Все зависит только от Вас, от Вашего намерения, заметьте не столько от желания, сколько от намерения. Намерение отличается от желания тем, что, когда человек что-то намеревается сделать, то он это делает.
Волшебной таблетки НЕТ! Вам придется поработать. Если готовы, то давайте подумаем с чего начать. Если Вы действительно хотите что-то изменить в своей жизни, быть счастливой, то внимательно прочитайте несколько раз мой ответ и выполните те упражнения, которые я рекомендую и найдите еще дополнительные сами.
Прежде всего, хочу отметить, что у Вас уже сформировалась определенная привычка, определенный стиль жизни. Но, как Вы уже и сами осознаете - это не те привычки и не тот стиль жизни, которые приводят Вас к счастью, Вы сами пишите, что хотите другого. А Вы же хотите быть счастливой? Замечательно. Значит, будем менять привычки!
Для начала Вам необходимо научиться перестать себя ругать, перестать ненавидеть других и себя. Займитесь практиками прощения! Еще Вам необходимо начать поднимать самооценку – это обязательно! Навсегда запретить себе ругать себя, критиковать себя, да и перестать ругать и критиковать других.
Начните делать зарядку по утрам для начала, хотя бы начните с 5 минут, затем 10 минут и т.д. Можно это делать вместе в дочерью, даже на руках. Обязательно вознаграждайте себя за свои усилия (начинать с малого и обязательно себя вознаграждать). Точно так же начинайте читать книги и узнавать что-то новое для Вас, интересно. поставьте себе такую цель - ни дня без строчки прочитанного, ни для без какого то нового научного факта или правила (русский язык, математика, биологоия и т.д.). Договоритесь со своими близкими, чтобы те вознаграждали Вас за достижения, но обязательно только по восходящей (т.е если вознаградили сегодня на 2 приседания, то завтра вознаграждать только за 3, затем за 4 и т.д. а дальше и цели больше и масштабнее, вплоть до выхода на работу и окончания школы и т.д.). Но критику исключить в любом случае вообще!!!
Как я уже писала необходимо раз и навсегда запретить себе злиться на себя и расстраиваться. Можете записать себе это, как девиз (но все утверждения для себя лучше всего прописывать и повторять только положительном смысле: вместо я не злюсь, лучше я люблю, я хорошо отношусь и т.д.).
Вы замечательная и у Вас много положительных качеств, иначе Вы бы не написали сюда. Вы же стремитесь к лучшему. Просто раньше у Вас не получалось все и сразу, но обязательно получится. Это достойно уважения. Достойна уважения Ваша смелость. Примите и Полюбите себя! Главное, не останавливайтесь.
Напишите, нарисуйте свое позитивное будущее. Пофантазируйте – чего Вы хотите, кем и как видите себя через несколько лет. Здесь условие, Что описываете Вы позитивное будущее, Ваши мечты, не мелочитесь, представьте как Вы счастливы. Захотите этого. Просто по несколько минут каждый день начните себе это представлять, как реальность. Поверьте в это и захотите. Пусть в этом будущем присутствует вся ваша семья и царит любовь.
Теперь давайте поговорим о привычках. Привычки – это наши действия, которые часто выполняются уже на автомате, и даже не осознаются. Наш организм так утроен, что ему нравится все постоянное и знакомое, даже если это и вредное. Организму часто нравится (если его к этому приучить) только то, что доставляет удовольствие, даже вопреки здравому смыслу. Если человеку тепло дома, его кормят, одевают и обувают, то зачем ему что-то менять в жизни? Зачем напрягаться? Так рассуждает избалованный организм (подсознание, лень). И только серьезные стимулы могут изменить что- то. Ваше счастливое будущее – это стимул?
Многократное повторение желаемого поведения, а затем обязательное подкрепление – вознаграждение! Любые привычки можно выработать самостоятельно, главное это делать сознательно и прививать полезные привычки и хвалить себя!
Как уже писала выше организм, психика бывает ленив и не хочет ничего менять, а может и боится (не важно, что перемены к лучшему – реакция одна, вплоть до паники. И это нормально). Вам Ольга надо выбрать: хотите Вы получать удовольствие и спокойствие от старых привычек или в начале потрудится, а потом уже жить другой жизнью.
Все в Ваших руках, в этом всем только Ваше решение и Ваша ответственность.
Может пусть уже новые привычки (полезные) доставляют Вам удовольствие, а они будут приносить удовольствие, как только войдут в жизнь (после многократного повторения) – это научно доказано.
Вы можете менять свои привычки, а вместе с ними и свою судьбу! Ведь таким образом можно приучить себя к чему угодно: много читать, работать, хвалить, любить себя, хвалить, любить и благодарить других.
Возможно, что иногда Ваш организм (подсознание, лень, страхи, комплексы) будет нашептывать Вам «хваааатит, я устала, мне надоело, мне скучно. Ненавижуууу…». Но у Вас есть еще и воля!!! У Вас есть мечты и цели – стимулы. Именно благодаря тому, что Вы ЧЕЛОВЕК у Вас есть воля, а она точно есть. Именно она говорит Вам продолжать. И Вы знаете ради чего! Ведь знаете же?!
Включать свою волю и двигаться вперед в цели к мечтам – это тоже привычка. Так сформируйте ее у себя! Я уверена, что Вы сможете!!!
Чтобы привить полезную привычку – нужно сознательно лишить себя удовольствий, и выдавать их дозировано, только как ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ за сделанную Вами работу.
Что еще могу посоветовать: Благодарите, как можно чаще и как можно большее число людей. Начинайте свое утро с благодарности. Это зарядит Ваш день позитивом! можете ежедневно повторять слова - моя жизнь с каждым днем становится все лучше и лучше. Найдите еще слова аффирмации и повторяйте их осознанно, а еще лучше еще и визуализируйте их, чувствуйте их. Важно понимать, что Ваш мир будет заботиться о Вас только тогда, когда Вы сами будете к нему относиться с любовью и благодарностью! Мечтайте! Ставьте перед собой интересные для Вас цели! Научитесь любить! Учитесь прощать, понимать и принимать близких людей и себя!
Если на Вас накатывает злость, то идите мыть полы и вымывайте изо всех сил эту злость, прям представляйте как моя полы Вы чистите свою душу, как злость вымывается, идите стирать. В Вас много энергии, которую длительное время Вы никуда не тратили, ее надо выпускать. Делайте это осознанно! Как только Вы будете заниматься домашним хозяйством потому, что сами этого хотите, так сразу легче станет. Когда что – то делаете, то представляйте, что Вы это не просто так делаете, а это все для Вашего развития, для Вашего будущего.
Когда же вы сознательно мыслите и учитесь позитивно думать – вы наполняете себя энергией.
!!!Как-то король пошел в свой сад и обнаружил увядшие и умирающие деревья, кустарники и цветы. Дуб сказал, что он умирает потому, что не такой высокий, как сосна. Обернувшись к сосне, король обнаружил, что она погибает оттого, что не может давать виноград. А виноградник умирает потому, что не может цвести так же прекрасно, как роза. И король нашел лишь один цветок, анютины глазки, цветущий и свежий как всегда. Ему было интересно узнать, почему так происходит. Цветок ответил: «Я принял как само собой разумеющееся, что когда ты посадил меня, то хотел именно анютины глазки. Если бы ты захотел видеть в саду дуб, виноградник или розу, ты бы посадил их. А я — если я не могу быть ничем иным, кроме того, чем являюсь, — я буду стараться быть этим как можно лучше».
Ольга, если Вы пришли в этот мир, значит Вы нужны и нужны такая какая Вы есть!
У одного индийского водоноса было два больших кувшина, висевших по обе стороны шеста, который он носил на плечах. В одном из кувшинов была трещина. В то время как второй кувшин был безупречно целым и всегда доставлял от источника до дома учителя полную порцию воды, первый кувшин был полон лишь наполовину.
Так продолжалось изо дня в день, в течение двух лет. Водонос приносил к дому учителя только полтора кувшина воды. Разумеется, целый кувшин гордился собой, полностью оправдывая своё предназначение. А бедный треснувший кувшин страшно стыдился своего несовершенства и был очень несчастен, поскольку он был неспособен донести больше половины количества воды, которое должен был бы доставить.
Два года треснувший кувшин чувствовал горечь от своей несостоятельности. И однажды он заговорил с водоносом:
«Мне стыдно, и я хочу извиниться перед тобой».
«Почему?» – спросил водонос, — «Чего ты стыдишься?»
«В течение этих двух лет я был способен донести только половину моей ноши. И это из-за трещины в моём боку, через которую просачивалась вода на пути к дому учителя. Из-за моего недостатка ты вынужден больше работать и не получаешь ничего взамен,» – ответил кувшин.
Водонос почувствовал жалость к старому треснувшему кувшину и сказал: «Я бы хотел, чтобы на обратном пути к дому учителя ты обратил внимание на красивые цветы, растущие у тропинки».
Действительно, когда они поднимались к вершине холма, треснувший кувшин заметил с одной стороны пути чудесные цветы, греющиеся в солнечных лучах, и это его приободрило. Однако в конце тропинки кувшин вновь почувствовал себя плохо из-за того, что половина воды просочилась наружу. Поэтому он снова извинился перед водоносом. .
И тогда водонос ответил кувшину: «Заметил ли ты, что цветы растут только на твоей стороне тропинки, а не на стороне второго кувшина? Дело в том, что я всегда знал о твоей трещине и течи и воспользовался этим. Я посадил семена цветов на твоей стороне тропинки, и каждый день, когда мы возвращались от источника, ты поливал их. В течение двух лет я собирал эти прекрасные цветы и украшал ими дом учителя. Если бы ты не был таким, какой ты есть, его дом был бы лишён этой красоты».
Ольга позвольте себе поверить в себя, создать нужные привычки, Создать свою судьбу!
Если все-таки Вы замечаете, что все стало плохо, что как будто на мир смотрите через черные очки, то хочу предложить следующие упражнения: -) Любую негативную мысль, которая придет к Вам продолжите как устно, так и письменно Это хорошо тем, что… А за то…и позитивное… Делать это упражнение не меньше 2 месяцев, чтобы позитивное видение вернулось и заменило негативное. -) Возможно ВСЕ!!! Все преграды, ограничения у нас в голове. Есть много техник из Симорона. Жизнь – игра! Придумайте Волшебный ритуал по избавлению от чего-то плохого, того, что Вам не нравится, мешает или по приобретению то, чего хотелось бы… Найдите в интернете техники Симорона – «веселое волшебство» поможет Вам. -) «Я молодец!» Напишите на листе бумаги - я молодец потому что: … Можно сохранить это написанное и повесить на видное место. -) Принцип «маленькая радость» - запланировать и доставить самому себе радость. Даже если это будет всего 5 минут. Это хорошая поддержка на эмоциональном уровне. Помните, что жизнь сама по себе не является проблемой, хотя она, как мы говорили, и непростая штука. Она может подкидывать нам неприятные сюрпризы, но проблема - это то, что создано нами, нашим восприятием, а значит мы может это изменить :). "Посеешь мысль - пожнешь действие, посеешь действие -пожнешь привычку, посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь характер - пожнешь судьбу".
Ольга, Вы пишите, что чувствуете свою ненужность. Но ведь это не так!!! Вы нужны!!! Вы нужны своей дочери, своему мужу, а главное Вы нужны самой себе!!! Научитесь быть нужной самой себе!!!
Я верю, что у Вас все получится! Желаю Вам счастья!
извините, что много написала.