Боязнь выговаривать слова. Заикание.

Вопрос психологу:
Здравствуйте, уважаемый психолог, обращаюсь вам с такой проблемой: боязнь говорить. Ох, как это ужасно.. Раньше такого не было, появилась данная ситуация около года назад. Целый год множество невысказанных идей.. Из-за чего же возникла данная проблема? К психологу ни раз в жизни не обращался, только по мелочи. осмотру и все писали все отлично, я жаловаться не люблю, так как надо говорить.. Заикание.. Провал. Может мне нужно просто быстро говорить, чтобы не думать о слове? Так, к сути проблемы - когда начинаю думать как произнести слово, чтобы оно звучало правильно и понятно, происходит пауза, заикание. Приходится быстро подбирать синонимы, но если это текст, а за ним следят... То это полный провал.. Я уже и пробовал читать "в четверг четвертого числа" для уверенности.. Не помогло. Круг общения есть, но небольшой. Проблемы с дикцией нет (картавость, шепелявость и т.д.) Мужчина, 18 лет. Спасибо. Подскажите как можно решить мою проблему с заиканием? С нетерпением буду ждать ответа. Спасибо большое.
Автор вопроса: Влад Возраст: 18

На вопрос отвечает психолог Гладкова Елена Николаевна.
Здравствуйте, Влад!
Проблема, которую Вы описали, можно отнести к таким психологическим и социальным страхам, как страх публичных выступлений, еще его называют страхом сцены, страхом общения. Обычно, такой страх возникает на фоне того, что говорящий не рассчитывает на одобрение тех, с кем ему предстоит беседа, либо не верит в то, что сказанное им может быть интересно собеседникам.
Как Вы понимаете, такие страхи сами собой не возникают. Скорее всего, в истории человека, столкнувшегося с таким страхом есть ситуации, когда его не слушали, не воспринимали в серьез, возможно, насмехались над его разговором, Причем, иногда таких травматических воспоминаний с неудачным опытом бывает достаточно много, но наиболее ярко вспоминаются те, где подобные случаи были особенно обидными или были связаны со значимыми для человека людьми – родителями, учителями в школе, или в важные для них моменты – выступлениями в школе или классе, объяснениями в первых и важных чувствах и т.п. А еще они завязаны на неуверенности в себе, на желание быть одобренным другими.
Вот даже в описании Ваших ситуаций, в которых у Вас начинался панический ужас и судорожные попытки не показаться в глазах других людей неловким заикой, Вы упоминаете такие слова, как «провал», «полный провал», что опять же отсылает нас к восприятию Вами себя как некоего актера, дебютирующего в важном для дальнейшей карьеры спектакле.
Я так поняла, что проблемы именно с заиканием, как со спазматическим застреванием слов в горле у Вас нет, а есть именно феномен заикания, связанный с желанием сказать правильное, уместное в данном контексте Вашей речи слово, с попытками найти именно то слово, которое, по Вашему мнению, более полно отразит Вашу мысль и сделает саму речь более весомой, достойной внимания. Вы указали, что такая ситуация с Вашим страхом возникла где-то около года назад. Поскольку у нас с Вами для обратной связи мало возможностей в рамкой данной бесплатной консультации, то попробуйте вспомнить самостоятельно, что такого случилось в тот период, когда Вы стали замечать за собой этот самый страх и отслеживать желание контролировать слова, а ведь именно излишний контроль над процессом разговора может послужить своеобразным стопором для вольно текущей речи? Постарайтесь вспомнить и, по возможности, проанализировать все случаи подобных страхов, даже если сейчас Вам кажется, что они появились только год назад. Думаю, Вы сможете обнаружить обиды, возможно, разочарования в том, что Ваша речь, Ваш разговор с кем-то важным для Вас был неинтересен Вашему собеседнику, Вас перебивали или отвлекались, так и не дослушав Вас до конца. Эти моменты, накладываясь на возможные детские воспоминания, когда Ваши родители прерывали Ваш рассказ или просили замолчать, возможно в более грубой форме, чем я себе сейчас позволила, когда страдала Ваша детская уверенность в том, что Вы можете сказать что-то важное для другого, в частности для своих родных, и могли стать «той каплей», которая переполнила собой Вашу неуверенность и теперь не позволяет Вам, в буквальном смысле, проявлять себя перед другими путем высказываний.
Я всего лишь высказываю возможные предположения и пытаюсь помочь Вам разобраться в происходящем. Однако, иногда такая работа нуждается в сопровождении специалиста, как раз психолога, который поможет Вам быстрее разобраться в причинах и найти способы справиться с ситуацией. Кстати, психологи «заточены» под то, чтобы выслушивать внимательно любого, кто нуждается в необходимости высказаться. Поэтому тут Вам просто гарантировано внимание и принятие всего, что Вы сможете и захотите рассказать.
Страхи делают нашу жизнь менее комфортной. Но, чтобы справиться с ними, тоже нужна смелость. И рассказ о проблемах человеку, который призван помогать с ними разбираться, это не жалобы и не проявление слабости. Это всего лишь признание некоторого ограничения собственных возможностей. А это удается сделать далеко не каждому демонстративно смелому человеку.
С уважением, Елена Гладкова