Тревожит, что ничего не добилась к 20 годам.

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Через пару месяцев мне исполнится 20 лет и с ужасом я осознала, что ничего не добилась. Живу в скромном городе, в котором нет перспективы, утомляет и вызывает грусть. После неудачных отношений закрылась в себе, соответственно, нет ни друзей, ни знакомых. Не работаю, живу с мамой, нет друзей, скоро заканчиваю техникум. Читая истории людей, которые к 18-22 годам уже получают баснословные деньги, живут отдельно от родителей, объездили целый мир, во мне просыпается зависть и злость на себя. И я стараюсь не просто жаловаться, а что-то делать для того, чтобы осуществить свои мечты и реализоваться. Куча амбиций и желание сменить город, поступить в техникум в другом городе, работать. И есть цель, и делаю маленькие шаги к исполнению (коплю деньги, изучаю иностранный язык), но потом вспоминаю, что не смогу оставить свою маму. Она часто говорит, что ей будет тяжело, если я уеду и все мои стремления превращаются в прах. Отец умер, когда мне было 10 лет и с тех пор мы с ней одни. Преодолевали трудности, обе немного закрылись от жизни. Конечно, путешествуем с ней, у нас хорошие отношения, мама для меня единственный родной человек. Я предлагала ей бросить все, продать квартиру, переехать в другой город, но она отказывается, ссылая на то, что привязана к работе да и не любит с места на место прыгать. На мое "но, может, тогда я попробую поступить и переехать" мама отвечает "конечно пробуй, буду помогать и приезжать, но мне будет очень тяжело". Я не имею права винить ее, однако при этом понимаю, что мне пора покинуть гнездо, мне хочется ЖИТЬ и стать чуток самостоятельней, не испытывая вину за это. Такое чувство, что с каждой секундой я упускаю что-то важное, упускаю саму жизнь. Я не знаю, как мне поступать. Эта ситуация как бы разрывает меня, от чего в голове сплошь негатив и слезы душат. Надеюсь на вашу помощь и совет, заранее спасибо.
Автор вопроса: Анастасия Возраст: 19

На вопрос отвечает психолог Филина (Шаипова) Екатерина Борисовна.
Анастасия, здравствуйте! Очень здорово, когда есть мечты цели и желания. Именно они дают нам энергию жизни и стимул двигаться вперед.
Давайте разберем Вашу ситуацию.
Первое, Вы сравниваете себя с другими и страдаете от того, что у других в 18 -20 лет уже есть все, о чем можно только мечтать. Анастасия, у каждого - свой путь и своя скорость развития. Мы не знаем, счастливы ли те люди, у которых в 20 лет есть все, каким путем они обрели эти все блага жизни и достижения, мы не знаем, правдивы ли эти истории. Очень важно ориентироваться только на себя, на свои достижения и цели. «Себя можно сравнивать только с самим собой прежним …» (З.Фрейд). Записывайте свои успехи каждый день, пусть даже небольшие, хвалите себя. Это поможет Вам переключить внимание с других и увидеть, как многого Вы достигаете в своей жизни, как изменяетесь и развиваетесь каждый день. Анастасия, помните, материальные блага не являются самым главным достижением человека.
Второе, у Вас очень теплые и хорошие отношения с мамой, ведь вам пришлось многое пережить вместе, поддерживать друг друга, проходить вместе трудные периоды жизни и разделять радости. И в то же время, Анастасия, Вас тянет двигаться дальше и вперед. Жизнь берет свое, Вам хочется развиваться, у Вас появляются свои интересы и цели. Это закон жизни - рано или поздно у всех нас наступает время, когда мы покидаем родительское гнездо и оправляемся в самостоятельную жизнь.
Конечно, для Вашей мамы очень непросто отпустить Вас. В психологии есть термин «Синдром покинутого гнезда». Этот период переживают родители, когда их дети уходят из дома строить свою жизнь самостоятельно. В некоторых ситуациях сепарация проходит трудно и болезненно, порой мамы оказываются не готовы к тому, что их ребенок вырос и готов строить свою самостоятельную жизнь. При работе с психологом родителям пережить это время становится легче, а впоследствии жизнь начинает играть новыми красками. Анастасия, у Вашей мамы еще столько интересного может быть впереди.
Анастасия, очень важно понимать, что Вы не обязаны приносить свою жизнь, свои цели и мечты в жертву - «ради мамы», становится на позицию «спасателя» мамы. Ведь в этом случае Вы отказываетесь от своей жизни и выбираете - жить жизнью мамы. Будете ли Вы счастливы от этого? Будет ли мама счастлива в этом случае?
Обратите внимание, Анастасия, Ваша мама Вас отпускает. Она готова переживать определенные трудности, чтобы Вы могли строить свою жизнь, развиваться и идти дальше. У нее в свою очередь наступает время строить жизнь свою, открывается возможность "жить для себя".
Уход из родительского дома вовсе не значит, что Вы забудете о маме и займетесь только собой и своей жизнью. Наверняка, у Вас будет возможность поддерживать регулярный контакт с мамой, приезжать к ней и помогать.
Анастасия, Ваша мама любит Вас и скорее всего поймет. Даже если это произойдет не сразу. Дайте ей время.
Ваша задача для себя понять, куда бы Вы хотели двигаться, какие шаги для Ваших целей можно предпринимать уже сейчас. Обсудите ближайшие перспективы с мамой, найдите компромисс, договоритесь с мамой о том, как часто вы будете общаться, приезжать. Помогите маме почувствовать, что с Вашим отъездом она не будет одинока, Вы будете поддерживать ее, при этом строя и свою жизнь.
Анастасия, важно идти своим путем к своим мечтам и желаниям, смело ставьте большие и «вкусные» цели перед собой, ведь не зря говорят: «Чем больше цель, тем легче в нее попасть». Вы будете счастливы и Ваша мама будет счастлива и рада за Вас. Я желаю Вам успехов!