Депрессия на пенсии.

Вопрос психологу:
Здравствуйте, мне нужна помощь психолога, сама с собой справиться не могу, устала от своего состояния, у меня потерян интерес к жизни, из-за того, что я на пенсии, что всё позади, всё прошло, жизнь прошла, что я без работы, без общения с обществом, с людьми, нет дальнейшей перспективы работать, что я старая, и меня никуда никто не возьмёт, не могу ещё побольше заработать денег, муж по болезни, не работает-6-лет, и пенсию ещё не получает, живём на одну мою пенсию, страх безденежья, у меня постоянное чувство вины, перед родными, знакомыми, буквально за всё, что говорю, что делаю, что советую, как себя веду, чувство вины за неправильно прожитые годы, постоянная тревога, не обоснованная ничем, страхи ко всему, я боюсь ездить на машине, летать на самолёте, ночью спать, за здоровье детей, внуков, за здоровье мужа, за своё, не хочется никуда ехать, ни на природу, ничего не хочется делать в квартире, ни мыть, ни убирать, нет желания что-то готовить, порой не хочется кушать, нет аппетита, хочется спать и спать, и не просыпаться, постоянное внутреннее напряжение не даёт по ночам спать, пока не Выпью успокоительных таблеток, пью их горстями, даже принимала антидепрессанты, но потом поняла, что привыкаю к ним, и когда прекращаю их принимать, состояние ухудшается, и есть потребность их принимать снова, и без них не обойтись, с ними легче жить, с ними уходит тревога, страх, часто хочется плакать, но плачется не всегда, как-то не плачется, как будто каменеешь, ничто не радует , не отвлекает от навязчивых мыслей страха, угнетённого состояния, ни интересные фильмы, ни прогулки, не хочется заниматься любимым делом - вязанием, стали от этого состояния болеть голова, то как будто болит желудок, сердце.
Автор вопроса: Александра Возраст: 59

На вопрос отвечает психолог Грудкова Татьяна Викторовна.
Здравствуйте, Александра!
Очень сложно пережить время, когда человек заканчивает свою профессиональную деятельность. Работа у большинства людей является смыслообразующим занятием. Многие из нас привыкли жить из позиции «надо». Мы всегда заняты чем-то полезным либо для общества, либо для семьи. Когда работа заканчивается, а дети создают собственные семьи, мы начинаем чувствовать свою ненужность и одиночество.
При выходе на пенсию в жизни каждого человека появляется много перемен. В первое время без работы человек чувствует растерянность. Появляется больше свободного времени, которое нечем заполнить. Без работы значительно сужается круг общения. Снижение материального достатка сопровождается страхами. Любое событие порождает тревогу. Отсутствует уверенность в завтрашнем дне. Появляются грустные мысли и недомогания. Многие разочарованы своей жизнью. Появляется осознавание своей смертности…
Пока человек жив, не стоит опускать руки. Жизнь в любом возрасте прекрасна и способна удивлять. Каждый переход от одной возрастной категории к следующей сопровождается психологическим кризисом. Кризисы характеризуются тем, что прежние способы взаимодействия с реальностью уже не работают. Необходимо находить новые способы и личностные смыслы. Для одних людей кризис становится выходом на новый жизненный виток, а другие - впадают в депрессивное состояние.
В вашей ситуации я бы рекомендовала вам начать с посещения поликлиники. Вам необходимо проверить себя на наличие клинической депрессии. Такая депрессия лечится только медикаментозно. Если есть депрессия, после курса лечения восстановится ваше настроение и жизненная энергия. Бесконтрольно пить антидепрессанты или снотворное я бы вам очень не рекомендовала.
Если же вам скажут, что клинической депрессии у вас нет, то с депрессивным настроением можно бороться собственными силами.
В свой распорядок дня необходимо включить посильные для вас физические упражнения. Можно записаться в спортзал или бассейн, можно делать зарядку во дворе или совершать длительные прогулки. В первое время это нужно делать через «не хочу». Потом вы войдете во вкус и начнете получать от этого удовольствие.
Далее необходимо найти занятие для души и обязательно с единомышленниками. Если вы любите вязать, присоединитесь к группе любителей вязания. В такой группе можно делиться опытом, учиться новому, испытывать интерес, получать признание. Очень приятно найти учениц, которых можно обучить всему, что умеете.
Кроме вязания постарайтесь вспомнить, чем вам всегда хотелось заниматься, но не хватало времени. Можно танцевать, петь, играть в шахматы, заниматься йогой, учить языки.
Вы пишете про чувство вины перед родственниками и знакомыми. Разрешите себе хотя бы в пенсионном возрасте жить для себя, жить так, как хочется, ни на кого не обращая внимания. Не корите себя за сделанные ошибки. Лучше вспомните свои достижения. Они у вас обязательно есть.
Поставьте себя в центр своей жизни. Дайте себе все то, что в ваших силах. Ваши волнения и страхи о детях и внуках никак им не помогают. Самое полезное, что вы можете сделать для своих детей и внуков – это показать им пример того, как наполнить счастьем свою жизнь в зрелом возрасте.
Прочтите книгу Владимира Яковлева «Возраст счастья» и послушайте на Ютубе, что он рассказывает об этом возрасте.
Я желаю вам найти душевное равновесие и наполнить свою жизнь новым содержанием!