Постоянная тревога и неуверенность в себе. Как простить близких?..

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Меня зовут Инна, мне 46 лет. Извините за грамматику, очень волнуюсь. Я замужем уже 27 лет. Сын взрослый и живёт отдельно и есть внук. Муж у меня замечательный и семья сына - это моя радость. Но с моими родителями и сестрой у меня плохие отношения. И за постоянных стрессов с родителями моими и мужа у меня случился нервный срыв. Я слишком долго всё терпела и накапливала в себе. Когда мне было 14 лет, моя сестра связалась с женатым. Родители вечно были заняты проблемами моей сестры, а на меня не обращали внимания. Мы с мамой никогда не были близки.Отец из-за сестры говорил, что я такая же, как и сестра и неизвестно девочка ли я ещё. На нервной почве у меня развилась тахикардия. были очень сильные приступы. Но родители сказали, что это обычное явление у подростков. После 9 класса мы вместе с классом решили поступать в училище, на радиоэлектронику. Я сдала медкомиссию и документы, но когда родители узнали, то устроили жуткий скандал. В училище типа учатся только отбросы. Когда мне исполнилось 18, то я встретила хорошего парня и собралась за него замуж. Слова отца: что замуж невтерпёж. Свадебный день я помню, как кошмарный день. Так получилась, что кататься по городу поехала только одна машина, это был 1988 год. Не знаю почему не поехала вторая машина. Мы с женихом уехали раньше. И когда мы счастливые подъезжаем к загсу, то видим, как моя мама плачет. И первые слова, когда я спросила почему она плачет. Ответ был, что я свинья и неблагодарная. К Я же не знала, что так получится. Было очень обидно. Мой жених меня успокоил, и мы поженились. Моя сестра жила в другом городе. А мы жили, то у родителей моих, то у мужа родителей . Я родила мальчика. Была ошибка врачей, он родился обмотан пуповиной и ножками шёл. Было кровоизлияние, и врачи говорили, что он может не выжить. Его отправили в патологию .Мы несколько раз лежали в больнице и долго лечили его. Когда лежала в больнице то там лечил знаменитый невропатолог, и он, когда пришли практиканты и глядя на моего ребёнка сказал, что по каким-то там признакам ребёнок может быть умственно отсталым и в школу поздно пойдёт. . У мужа давали квартиры, но у нас не позволяла жилплощадь вставать на очередь. У моих была 3х комнатная- мы приватизировали и были доля на меня и сына моего. Мои родители два года нас кормили завтраками, что поменяют, а потом мама сказала, что не обязаны нам менять. У сестры мужа посадили за изнасилование, и она попросила деньги на дом, чтобы жить на поселении. Мама без слов ей выслала, Естественно сестра и не думала отдавать деньги. Мне никогда не помогали. ни внуку подарки. Отец давал на подарок, тенге 300 и ещё говорил сдачу дать. Мужу моему то старый сборник стихов подарят, то материал, который мне ещё раньше купили. Я же всегда отдавала, даже мелочь. Потом мама решила привезти детей сестры домой к нам, а она осталась там. Маме поднимать тяжёлое нельзя, а отец за ними не будет убирать. Моему сыну нет и года, здоровье слабенькое, а племянницам, одной около 2 лет – рахит страшный был , а другой 3 года. В общем начался ад. Дети есть дети, кричат и к кровати сына подбегут и начинают трясти кровать. Сын пугается и у него судороги начинаются. Я выдержала полгода и потом сказала, чтобы вызывали сестру. Господи сколько я услышала гадости в свой адрес. Я плохая сестра и муж у меня гнилой и сволочь я. Ушли жить к свекрови. Лучше жить отдельно, но это были 90 годы Зарплату платили не вовремя и то по частям. У свекрови то же должна была делать всё только я: ремонты я, солить я, дрова таскать тоже. И так годами длилось. Другие близкие всегда заняты. Им нужно отдохнуть перед работой и после работы, а моему мужу после работы потом отдохнёшь, какая рыбалка, когда у них работы много. У нас ещё и своя дача. Если у тебя день рождение или юбилей свадьбы, то всё равно им, работа важнее. . Неудобно было отказывать, всё-таки родители. А они этим и пользовались. Не подошли новые сапоги то отдай сестре. если я отказывалась, то мама сразу говорила, что я её довести хочу и у неё больное сердце. Так сестра многие мои подарки забрала себе, и мама всегда её защищала. . Отец работал председателем цехкома и мог бы помочь с общежитием, но он не захотел.. Иногда и на еду не хватало. . У отца попросила на холодильник, у нас немного не хватало. Сказала, что с зарплаты отдам, но он отказал. Мы купили старый по цене почти как новый, а могли новый купить. Потом мы получили квартиру. Умерла мама, когда сыну исполнилось 6 лет. Я так с ней и не попрощалась. Почему-то хотелось спросить, почему она меня так ненавидит. Мне всегда неудобно говорить нет и люди этим пользуются. У отца всегда только я помогаю на даче и по дому, моя сестра всегда занята и денег у неё нет. Когда мама болела последний год сестра привела в дом родителей любовника жить, закроются в спальне и сидят. Толком не готовит детям, и мама жаловалась, чтобы кавалер её ушёл. Еле выгнала его. Я маму и к себе забирала, но она сказала, что дома лучше. Умерла от рака. я просто хотела, чтобы меня любили и не унижали родители. Отец всю жизнь играет в шахматы и это уже у него перебор. как-то попросила посидеть с сыном, он 10 минут посидел с ним и ушёл в шахматный клуб. Ребёнку было 6 лет, и мы жили в общежитие. Там и драки, и воровство. Он ни разу с ним не ходил гулять, ни в парк, никуда. Сыну сейчас уже 26 лет. Закончил магистратуру. Мы хотели, чтобы сын получил специальность и ту, которую он сам выбрал. Теперь он программист. Было тяжело и годами я себе ничего не покупала. Радовалась, когда купила пуховик себе, а то шуба перекосилась и вытерлась. Мой отец отреагировал так: что богатенькая стала, могла и в старой походить. Было очень обидно, тем более отец женился, и он каждой покупкой жены хвастался. Сестре дали квартиру, а 2 комнатную обещали мне, а потом моему сыну. Отец переехал к новой жене, а квартиру они сдавали. Давали деньги сыну на обучение и нам иногда, но только такое ощущение, что я всю жизнь, и моя семья отрабатывает за неё. Сын женился и переехал в эту квартиру. Отец сказал, что на свадьбу дарит квартиру, то есть свою долю. Я попросила переоформить её на сына. Тем более зная, как мне её обещали, но так не выполнили обещание. И начались отговорки, то завтра, то праздники, и так год прошёл. Что со мной творилось, я была вся на нервах. Сноха была на последнем месяце, у отца был инсульт. Дачу они бросать с женой не собирались. Оба работать не могут, у неё позвоночник больной. И чёрт меня дёрнул взять ключ и сыну дать. Иногда сможет помочь. Так думала я, а они каждую неделю к ним на дачу. Сын работает с 9 до 18.30 каждый день. Дома беременная жена. Он то же, как и мы не может отказать. У одного деда то снег почистить, то дом покрасить, то дрова таскать и к другому на дачу. Другие внуки и дети никто не ходят помогать. Я уже говорила со всеми, что не только мы должны помогать. И никто не спрашивает заняты мы или нет, им надо и всё. Сын так два выходных ездил, а на третью уже согласился да родители сами сказали, то не идём, то идём. Он с женой собрался на базар, и мой отец сказал, что всё надо идти на дачу, Сын сказал, что занят, и мой муж на следующий день приедет и поможет. Мой отец приехал к сыну и высказал его жене, что муж её безответственный и оскорблял по-всякому, и сказал, что квартиру на него не будет оформлять, Мне потом мой муж рассказал, что когда он на дачу приехал, то жена отца бесконечно нашего сына попрекала, что обещал и не выполнил обещание. Я жене отца говорила, что у сына беременная жена. Она мне сказала не больная же, а раз отец болеет то мой сын должен выбрать деда, а не жену. она ушла, а со мной случился нервный срыв, я так долго копила в себе всю боль и как будто то что я пережила раньше всё вернулось. Я впала в сильную депрессию, будто душу у меня вынули. Просто не могу понять за что мне всё это, чем больше ты помогаешь, тем больше тобой манипулируют. Я постоянно плакала и у меня были истерики, сил как будто не было. Я не могла слышать голос отца и быть с ним рядом. У меня ноги подкашивались, и я начинала биться в рыданиях. Почти два месяца я находилась в таком состоянии, хоть отец и оформил на сына квартиру, что-то во мне сломалась, иногда такая боль в душе, сильное желание перерезать себе вены, но я очень хочу видеть, как растёт мой внук и это меня останавливает. я перестала звонить отцу, пыталась объяснить его жене что не могу разговаривать с отцом и что мне очень обидно, что только с меня требуют, а с моей сестры нет. Меня обвинили что нам и так и деньгами помогали и квартиру отдали а у сестры несчастная судьба, и у них больше нам нечего дать. Я сказала мы и не просим помощи, а просто хочу, чтоб меня не унижали, отец всегда говорил, чтобы я не перечила его жене, а то ей не нравится, а мне можно говорить, то не ту шапку купила и ещё в унизительном тоне, и так далее, и я услышала, как отец говорит брось трубку и не разговаривай с ней. Я тогда поняла, что ничего не изменится, со мной так и будут обращаться, и я бросила трубку и уже месяц не звоню. Только сейчас до меня дошло, сама виновата, что позволила собой манипулировать. они на это и давили, знали, что не могу отказать. Дошла до дна и очнулась, что всю жизнь прожила боясь обидеть близких, только им было плевать, Дрова таскала и тяжёлое и потеряла ребёнка, а другого не выходила. Лишь 4 месяца ребёнку было и беременность застыла, как всё это забыть и отпустить. Если не рождённый ребёнок тебе снится и спрашивает, мама, почему ты меня бросила. Мне уже 46 лет, а жить никак не могу начать, проживала всю жизнь чужую. Как простить близких за то, что предали тебя и не помогли, когда было очень плохо. Не видят, что сестра с ними подло поступает и всё ей прощают. Как отпустить боль в душе и обиды, если к тебе отношения не меняются родителей. Как со всеми переживаниями справиться?
Автор вопроса: Inna Возраст: 46

На вопрос отвечает психолог Буровцева Галина Петровна.
Здравствуйте, Инна.
Что сказать, сочувствую. Вам больно, обидно, страшно, не понятно. К сожалению, многое люди испытывают именно такие чувства к середине жизни. Почему? Собственно, Вы уже ответили почему: «…Только сейчас до меня дошло, сама виновата, что позволила собой манипулировать. они на это и давили, знали, что не могу отказать. Дошла до дна и очнулась, что всю жизнь прожила боясь обидеть близких, только им было плевать,…» -цитата.
Что делать?
1) Жизнь для других и за других тупиковая ситуация, это путь в никуда и Вы это уже осознали. Инна, лучше поздно, чем никогда. Попробуйте понять сначала: что для Вас значит жить для других и жить для себя? Возьмите лист бумаги и напишите пунктов 50 : Что я могу и хочу делать для себя лично? И тоже для других. Собственно, есть люди, которые свои жизни посвящают делу или другим людям и вполне счастливы. Вся проблема в том, что большинство людей, делая добрые дела, ждут ответных дел или похвалы, или другой какой отдачи, платы и не получая ее, страдают ( Инна, похоже это Ваш случай). Из Вашего письма я поняла, что каждый раз когда Вы что-то делали, Вы надеялись на благодарность, а люди не ценили Ваш вклад. Это прискорбно, но решать за других пустое дело. « Чтобы Вам открыли, надо постучаться», а стоять у двери и ждать, что откроют бесполезно – это метафора, которая показывает, что если Вы хотите что-то получить , необходимо напрямую попросить.
2) «Как простить близких за то, что предали тебя и не помогли, когда было очень плохо?» Есть только один способ: ПРОСТИТЬ. Простить не значит оправдать и забыть. Простить – это освободиться, очиститься. Инна, что для Вас есть предательство? Напишите 20 пунктов: « Я считаю, что меня предали, если…».
Очень часто обида ( предательство) – это неоправданная надежда. Ждала что будет так, а получила совсем наоборот. « За что боролось, на то и напоролась» - говорят в народе. Вспомните и опишите случаи, когда Вы в чем-то остро нуждались и не получили желаемого от Ваших близких, только не с позиции « они плохие, они больше любят сестру, они меня не уважают и тд», а с позиции « почему это со мной произошло?» Проанализируйте, возможно Вам станет легче, когда Вы это поймете. Единственно, самостоятельно трудно заниматься психоисследованием, нужна помощь специалиста.
3) «…Не видят, что сестра с ними подло поступает и всё ей прощают…»
Это ревность. Вы все время сравниваете себя с сестрой не в свою пользу. Собственно, любое сравнение может давать и плюс и минус. Лучше всего оставить уже сестру в покое и перестать отталкиваться от ее образа и поступков. Пробуйте понять : « Кто Вы? Какая Вы?» Начитайте потихонечку взращивать любовь к себе, удовлетворять свою самоценность, поднимать самооценку. Постарайтесь жить не сравнивая себя ни с кем.
4) «Как отпустить боль в душе и обиды, если к тебе отношения не меняются родителей. Как со всеми переживаниями справиться?»
Инна, любая эмоция, а обида ( боль в душе) – это эмоция, постепенно проходит, гаснет, теряет свой накал, если ее не подпитывать новыми картинками, созданными собственным воображением. Вы сама нагнетаете, разогреваете себя, не давая эмоции остыть, пройти, успокоиться. Собственно, энергией мысли можно довести себя до любой крайности, нервного срыва и даже психоза.
Существует много разных методик, способствующих освобождению от навязчивых мыслей, создающих определенное психо-эмоциональное напряжение. Также есть много психологических упражнений инструментов, практик, которые помогают выздороветь психологически.
Инна, когда Вы больны физически, Вы идете к врачу, врач сначала назначает обследование ( анализы и тд),затем ставит диагноз и назначает лечение ( таблетки, уколы, физиотерапию иногда даже делают операцию) Психологическое перенапряжение – это тоже болезнь. Невозможно выздороветь, написав одно письмо и получив на него ответ.
Психотерапия – это процесс длительный и сложный. Постарайтесь это понять и начать действовать в этом направлении, возможно, что Вы достигните положительного результата, сумеете простить, забыть, освободиться, очиститься от напрягающих Вас чувств и состояний. Желаю удачи.