Ступоры в речи.

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Меня зовут Евгений, мне 21 год. Моя проблема - речевые ступоры. Очень надеюсь на помощь, потому что не знаю, как решить эту проблему, нахожусь в полном отчаянье.
Начну с конца. Сегодня по работе ехал с незнакомым человеком в машине. Кроме нас была еще одна девушка. Этот человек задал мне два элементарнейших вопроса: сколько времени я работаю, и сколько мне лет. И на первый, и на второй вопрос я смог ответить только со второго раза, переспросив у него, хотя я прекрасно слышал, о чем меня спрашивали. Потом следовало жуткое заикание, и спустя некоторое время я начинал говорить. При этом меня всего трясло, сердце колотилось. Это отвратительное чувство.
Безусловно, это далеко не первый подобный случай. Просто эта ситуация стала последней каплей, переполнившей чашу терпения.
Речевые ступоры начались у меня классе в 9. Точную причину или момент, как бы не пытался, но вспомнить не могу. С тех пор сложно было отвечать на уроках, ходить в магазин, говорить с посторонними. На выпускном через ступор не мог рассказать стих и большая куча подобных историй. Потом подобное было в университете, на парах и в обычной жизни при чрезмерном волнении.
Особенность ступора в том, что сколько бы я себе не говорил, не убеждал себя, все равно во время начала ответственного разговора приходит какой-то неведомый страх. Руки трясутся, общая неуверенность в себе и невозможность сказать то или иное слово. Очень часто перед началом беседы прокручиваю свою будущую речь, отбираю слова полегче, которые я должен произнести без трудностей. Но все равно ступоры почти всегда дают о себе знать. Если нет ступора, тогда этот страх проявляется во всеобщей неуверенности в себе и легком заикании, что тоже неприятно.
Такое может быть во время телефонного разговора с незнакомыми людьми (зачастую), во время ответственных разговоров или же при большом количестве людей, когда все внимание сосредоточено на меня.
Замечаю, что приступы ступоров происходят периодами. То есть, есть некоторое время (3-5 дней), когда чувствую легкость в речи и страх при важных разговорах не появляется. Но потом наступает период, когда я предварительно знаю, что у меня не получится сказать то или иное слово, и поэтому страх увеличивается.
Особенно тяжело отвечать на спонтанные вопросы, хоть и самые элементарные. Когда же начинаю с мучениями говорить первое слово, последующие слова произносятся автоматически, не задумываясь, похоже на старый автомобиль, которому труднее всего разогнаться, а потом уже катиться легко. Но бывают ступоры и посреди речи, когда натыкаюсь на какое-то "сложное" слово. К сложным я отношу слова, которые начинаются на "ко", "ка", "на", "до" и т. д. Хотя бывает и другие слова невозможно произнести.
Чтобы немного разъяснить представление обо мне. Я не являюсь каким то забыченным или обиженным жизнью ботаном. Я умею шутить, умею постоять за себя, знаю, что сказать в той или иной ситуации, не боюсь последствий. Но, как бы это смешно не звучало, я боюсь того, что просто не смогу сказать то, что хочу. Также и в компании, когда хочешь сказать какую- то шутку, или рассказать какую-нибудь историю, но боишься ступора, боишься опозориться.
Усложняет ситуацию то, что я работаю журналистом, это моя специальность, которая мне безумно нравится. Эта профессия подразумевает частое общение с людьми, в том числе и по телефону, а это для меня наибольший АД! Особенно, когда в кабинете присутствуют коллеги, я не могу звонить по телефону и связно говорить. Начинается это мычание. Дошло до того, что я выхожу с кабинета на обед и звоню, находясь наедине сам с собой, чтобы меня слышал только тот человек, которому звоню. А когда коллеги заставляют позвонить срочно - набираю номер и незаметно сбрасываю, а им говорю, что никто не берет трубку, или телефон отключен. Опять же, как бы смешно и абсурдно это не звучало, но это так.
Из-за этого всего я чувствую себя неполноценным, что ли, в обществе, неуверенным в себе. К тому же, не могу реализоваться в полную меру профессионально, хотя многие говорят, что перспективы есть. При этом, в семейном кругу или рядом с близкими друзьями никакой проблемы с речью нет. Иногда только могут проскакивать точечные заикания от чрезмерной эмоциональности. Родные даже не догадываются о наличии у меня этой проблемы, замечая, я так думаю, лишь мою общую неуверенность в себе.
Я могу еще писать об этом много, потому что очень наболело, но думаю, изложенного достаточно, чтобы понять мою проблему. Всегда думал, что смогу избавиться от нее сам, но увы...
Очень надеюсь на помощь. Буду очень признателен, если поможете мне составить определенный алгоритм действий борьбы с проблемой.
Заранее спасибо!
Автор вопроса: Евгений Возраст: 21

На вопрос отвечает психолог Белогорцева Ольга Юрьевна.
Уважаемый Евгений!
Скорее всего, то, что в вами происходит, есть результат щоковой травмы, полученной в упомянутом вами возрасте ( 9 класс). И нет ничего удивительного в том, что вы не помните, что именно с вами случилось. Это и есть характерный признак, особенность шоковой травмы - само травматическое событие, момент травматизации, не отражается в сознании, т.е. нет "записи" события на коре головного мозга, оно сразу попадает в лимбическую часть, в бессознательное. Поэтому вспомнить самостоятельно такое событие невозможно. Однако именно оно является причиной того, что вас "заклинивает" при малейшем стрессе, а также общей неуверенности в себе и склонности к переживанию разнообразных воображаемых страхов ( у животных, получивших подобный опыт, наблюдается похожая реакция "замирания" в случае опасности - неподвижную мишень хищник не воспринимает как живую и, возможно, не съест ).
В то же время, не устранив причину, вы не сможете справиться с ее последствиями. Поэтому рекомендую вам как можно быстрее обратиться к психотерапевту, очно либо заочно, с помощью интернет-ресурса. При выборе терапевта имейте ввиду, что медикаментозное лечение в данном случае абсолютно бесполезно, чтобы не сказать больше. Фармакотерапия сможет лишь "законсервировать" проблему, но не решить ее.
В качестве же экстренной помощи рекомендую вам глубокое дыхание. Есть различные техники, но хорошо помогут в случае панической атаки несколько глубоких медленных вдохов и выдохов. Фокус в том, что одновременно глубоко и ровно дышать и паниковать невозможно, это два взаимоисключающих процесса. Единственное ограничение этого метода- сосудистые нарушения, поэтому злоупотреблять дыхательными упражнениями не стоит, не имея результатов клинического расследования. Поэтому не затягивайте с решением проблемы и удачи вам,
С уважением,
Ольга Белогорцева