Почему я не могу спокойно смотреть на людей?

Вопрос психологу:
Добрый день !
У меня есть проблема которую я не могу решить . Меня зовут Артур , мне 27 лет , я женат , у меня есть ребенок . Я очень много общаюсь с людьми , веду переговоры , но последние 2 года я заметил что стал нервничать когда на переговорах или просто при общении мужчины сидят в вальяжной позе, то есть ноги на ширине плеч и руки раскинуты или просто ноги на ширине плеч , я начинаю нервничать закрываться, хотя в этой позе нет ничего такого потому что я раньше сидел так де , так ведь удобно , но сейчас я начинаю чувствовать дискомфорт . То есть я не могу смотреть на нижнюю часть туловища , когда я начинаю нервничать то сам стараюсь закрываться , причем не важно мужчина это или женщина . И еще когда я просто смотрю в верх( не обязательно на человека , просто вдаль или на какой то предмет ) то не могу опустить взгляд вниз или в Середину , или наоборот когда смотрю в середку то не могу опустить взгляд вниз . никаких психологических травм у меня нет , по крайней мере я не помню . Что мне делать ? Почему так происходит? Может быть мне обратиться к психологу ?
И вообще почему я не могу смотреть на людей вот так ? У меня есть жена , с ней у нас все хорошо , эта проблема не распространяется на родителей , брата , жену , а на всех остальных да . И еще мне жена говорит , что я сплю беспокойно, то есть дергаюсь во сне , а так же мне иногда снятся странные сны , как будто я падаю с высоты или наоборот лечу куда то вверх , или еду на мотоцикле и пытаюсь объехать черные дыры . Можно сказать что они какие то мистические , мы с супругой пробовали это все обсудить и понять что происходит , но я начинаю понимать сейчас что без помощи специалиста не обойтись , так как нам не хватает знании и мы вообще просто не можем понять в чем дело ? , я понимаю что мои сны довольно странные и они должны что то значить это ведь мое подсознание посылает мне сны , я не могу сказать что очень сильно нервничаю на работе , но конечно работа напряженная ? Но может это как то взаимосвязано ? Но больше я хочу понять от куда происходит этот комплекс ? Ведь я очень общительный и раньше я так не смущался ! Подскажите пожалуйста что это значит ?
Автор вопроса: Артур Возраст: 27

На вопрос отвечает психолог Кроткова Любовь Ильинична.
Здравствуйте, Артур!
Спасибо за Ваше доверие. Давайте разберемся, в чем причина напряжения, которое у Вас возникает.
Источник этого напряжения Вы не осознаете (поэтому Вы и пришли к выводу: «мы вообще просто не можем понять в чем дело»). А когда напряжение не осознано, мы все равно пытаемся от него избавиться. Например, как в Вашем случае, могут случаться повторяющиеся ситуации на переговорах, когда Вы пытаетесь взять под контроль нервы разными способами, но не получается. Из-за невозможности расслабиться у Вас возникает, например, такое : «я не могу смотреть на нижнюю часть туловища» или « когда я просто смотрю вверх (не обязательно на человека, просто вдаль или на какой то предмет ) то не могу опустить взгляд вниз или в середину , или наоборот когда смотрю в середку то не могу опустить взгляд вниз». Это навязчивые действия, с помощью которых Вы неосознанно пытаетесь обрести комфорт. Они отвлекают Вас от сути истинного переживания, которое скрыто за таким состоянием.
Ваше подсознание в виде сновидений активно пытается предоставить информацию о причинах тревоги, потому что, как Вы верно заметили: «Я понимаю, что мои сны довольно странные и они должны что-то значить». Все наши сны – это закодированные послания. Поэтому важно понять значение образов из снов. То, что сны есть, я считаю очень важным, так как с помощью них Ваша психика пытается справиться с тревогой и проработать ее. Тем более важно, что Вы обращаете внимание на свои сновидения. И здесь сразу встает вопрос: есть ли у Вас возможность проанализировать сны? Обдумать их. Имеется ли у Вас время для себя и своего внутреннего состояния? Вы написали: «работа напряженная». В моем понимании «напряженная» - это работа, требующая больших эмоциональных затрат, стрессовая. А также работа, например, с ненормированным графиком. Если что-то из этого Вам знакомо, это и есть предположительная причина Ваших затруднений. Работа может Вам бесконечно подходить и нравиться. Тем не менее это не исключает накопившееся напряжение. Плюс ваша работа связана с большим количеством общения с разными людьми. Должности, подразумевающие много контактов с разными людьми, считаются одними из самых стрессогенных, провоцирующих синдром эмоционального выгорания. Этот синдром возникает как реакция на чрезмерное напряжение. То есть организм, по сути, находится в постоянной боевой готовности. О чем Вы и пишете в письме и что, как я поняла, характерно для Вашей работы. Плюс Ваши симптомы связаны с рабочей обстановкой и не распространяются на близких людей. Продолжая про сны. Ваши слова: «И еще мне жена говорит , что я сплю беспокойно, то есть дергаюсь во сне». Это тоже симптом эмоционального выгорания.
К сожалению, эмоциональное выгорание – бич современного общества. И связано это с темпом жизни и современными реалиями. То есть, Ваше состояние в какой-то мере нормально, если так можно говорить о том, что причиняет дискомфорт. Но дело в том, что сейчас очень многие в той или иной степени сталкиваются с подобным синдромом.
Хочется спросить, есть ли в Вашей жизни место для Ваших интересов? Для занятий спортом, хобби. Да просто узнать, когда Вы в последний раз хорошо отдыхали. Ведь именно все эти простые вещи препятствуют возникновению синдрома эмоционального выгорания. То, на что у современного человека не хватает обычно времени (а именно: нормальный распорядок дня и приема пищи, регулярные занятия спортом, полноценный сон и отдых, встречи с друзьями), помогает преодолеть напряжение, возникающее на работе. Если такие возможности Вам сейчас не доступны, получается, что напряжению некуда уйти. Оно остается внутри Вас и пытается выбраться наружу с помощью тех реакций, которые Вы у себя замечаете.
И, конечно, эмоциональное выгорание поднимает вопрос смысла происходящего. А именно: должны ли Вы продолжать жить таким образом? Если на данный момент ничего изменить невозможно, то важно задуматься о необходимости профилактики синдрома эмоционального выгорания. Вы вовремя обратились с вопросом, потому что замечаете у себя первые симптомы. В принципе, существует много информации по преодолению этого состояния. Она находится в свободном доступе.
Если Вам потребуется дополнительная поддержка в решении данного вопроса, обращайтесь за консультацией. Буду рада Вам помочь.
С уважением, Любовь.