Боюсь осуждения окружающих.

Вопрос психологу:
Здравствуйте у меня такая проблема. Я всегда когда что -то делаю всегда думаю как на это отреагирует общество. Всегда жду одобрения от других за свои поступки. Очень сложно принимаю самостоятельное решение. Постоянно у кого-то спрашиваю совета. Очень сильно боюсь совершать ошибки. Боюсь быть наказанным. Боюсь осуждения общества. Боюсь что если совершу ошибки со мной мои друзья не будут общаться и все знакомые тоже. Боюсь что общество от меня отвернется. Когда случается конфликт, после конфликта я опять же вспоминаю и нервничаю. Всегда думаю о плохом. Представляю плохое будущее себе. Во время чтения уроков очень сильно отвлекаюсь на плохие тревожные мысли. Чувство стыда у меня очень сильно развито. И все я очень принимаю близко к сердцу. Это все мне очень мешает учебе, здоровью, и вообще жизни. У меня часто плохое настроение. И одно очень мелкая неприятная ситуация может мне испортить настроение на весь день. Я очень стыжусь когда совершаю какой-нибудь неправильный поступок. Помогите мне пожалуйста. Как быть менее стыдливым? Как стать менее зависимым от мнения других? Как перестать бояться осуждений и изоляции от общества? Как ждать одобрения от других? Как перестать совершать поступки от того как ожидают от меня другие? Как во время чтения уроков не отвлекаться на плохие мысли или на какие-нибудь другие воспоминания? Мой отец очень нас хорошо кормил,обувал. Он когда что-то случается очень много переживает. Он помогает многим людям. Совершает добро. У него очень сильно развита мораль. Он не может отказывать другим в просьбе помочь в деньгах или в чем-нибудь другом. Он часто оставляет свои дела и делает чужие дела. Моя мать очень эмоциональная. Принимает все близко к сердцу. Очень стыдлива. Скажите еще пожалуйста можно ли вообще изменить характер. Одобрения от других? Как перестать совершать поступки от того как ожидают от меня другие? Как во время чтения уроков не отвлекаться на плохие мысли или на какие-нибудь другие воспоминания? Мой отец очень нас хорошо кормил, обувал. Он когда что-то случается очень много переживает. Он помогает многим людям. Совершает добро. У него очень сильно развита мораль. Он не может отказывать другим в просьбе помочь в деньгах или в чем-нибудь другом. Он часто оставляет свои дела и делает чужие дела. Моя мать очень эмоциональная. Принимает все близко к сердцу. Очень стыдлива. Спасибо заранее. С уважением Максим.
Автор вопроса: Maksim Возраст: 22

На вопрос отвечает психолог Кроткова Любовь Ильинична.
Здравствуйте, Максим!
Спасибо, что поделились своими переживаниями. Я полагаю суть Вашей ситуации в том, что Вы используете модель поведения, которая принята в Вашей семье. Например, Ваши слова: «Моя мать очень эмоциональная. Принимает все близко к сердцу. Очень стыдлива». Как понятно из этого описания, Вы чувствуете себя также, как и Ваша мать. Это не удивительно, потому что мы учимся у родителей не только базовым навыкам, но и взаимодействию с окружающим миром и реакциям на этот мир. В Вашем случае модель отношений с окружающим миром еще крепче, потому что Ваш отец действует схожим образом: «Он, когда что-то случается очень много переживает. Он помогает многим людям. Совершает добро. У него очень сильно развита мораль. Он не может отказывать другим в просьбе помочь в деньгах или в чем-нибудь другом». Насколько я понимаю, все это свойственно и Вам. При этом трудность заключается в том, что такое восприятие причиняет внутренний дискомфорт и мешает жизни.
Давайте посмотрим на ситуацию глубже. Чего именно Вы боитесь, когда ожидаете реакции общества или опасаетесь ошибок? Это может быть, например, нежелание чувствовать себя "плохим". В кавычках не просто так. Дело в том, что не бывает черного и белого. Бывает только отношение к этому. Т.е. пока нас никто не оценил (или мы себя сами), поступки остаются нейтральными. Только оценка делает их «плохими» или «хорошими». Вам по какой-то причине необходимо себя оценивать. И, конечно, важно, чтобы это происходило в положительном ключе. И тут встает вопрос о том, зачем вам это нужно. Например, по той причине, что только оценка помогает Вам понять насколько правильны Ваши действия. Т.е. здесь она служит направляющим вектором. В письме Вы отметили: «Очень сложно принимаю самостоятельное решение. Постоянно у кого-то спрашиваю совета». И если оценка положительная, Вы понимаете правильность своих действий. Кажется, что у Вас пока не сформировалась возможность самостоятельно управлять собой, поэтому Вы нуждаетесь в том, чтобы Вам ставили отметки. Без них Вы не сориентируетесь в собственной жизни. В связи с этим важно то, как Вас воспитывали. Была ли у Вас возможность самостоятельно что-то делать. Поощряли ли родители Вашу инициативу или считали, что сами знают, как лучше. Если по большей части родители принимали решение и не давали Вам инициативы, вышло так, что Вы не научились это делать без чужой помощи. Поэтому ищите тех, кто будет Вас направлять. Пусть это даже просто чье-то мнение. Таким образом, мы вновь возвращаемся к теме воспитания и отношения с родителями.
Ваш вопрос: «Скажите еще пожалуйста можно ли вообще изменить характер». Измениться возможно. При этом Ваша ситуация требует в первую очередь работы с детско-родительскими отношениями. К сожалению, в паре слов это сделать невозможно, поэтому, если Вы хотите глубоко разобраться в происходящем и изменить все, важно, чтобы Вы когда-нибудь обратились за очной помощью к психологу-психотерапевту.
А пока Вы можете подумать о том, что мы обсуждали выше. А именно: как самостоятельно управлять своей жизнью. Сейчас она полностью зависит от чужих оценок и мнений. Для этого Вам потребуется обрести в первую очередь свою внутреннюю позицию или свой внутренний стержень. Это может быть работа над уверенностью в себе и над возможностью действовать самостоятельно без чьих-либо подсказок. Важно научиться отвечать за последствия своих действий, чтобы увереннее принимать решения. И здесь нужно просто начать. Попробовать однажды ни с кем не советоваться и поступить по собственному усмотрению. А далее, если Вы уже имеете личный, уникальный опыт совладания с проблемами и жизненными трудностями, последующие решения принимаются проще.
Надеюсь, у Вас получится обрести внутренний покой и убрать лишнее напряжение. При этом я рекомендую Вам найти возможность обратиться за помощью очно в связи с тем, что Ваша ситуация относится к стилю воспитания в семье.
С уважением, Любовь.