Стеснительность и неуверенность в себе портит всю жизнь.

Вопрос психологу:
Здравствуйте!
У меня есть проблемы, которые хочу предотвратить и, я очень прошу вас мне помочь!
Меня зовут Катя. Мне 15 лет. Обычно говорят, что это всего лишь переходный возраст и со временем это пройдёт... Но я ведь знаю, что пока ты не начнёшь бороться с этим, оно не пройдёт.
Во-первых, в последнее время, мне постоянно кажется, что я всех раздражаю. Я всегда была очень активной и, с недавних пор, я стала оптимисткой. Моя активность всегда очень раздражала сестру и, зачастую, родителей. Раньше я на это просто не обращала внимание, но в прошлом году я перешла в другой класс и подружилась там с одной девчонкой. Мы начали общаться, гулять вместе, но она никогда не верила в меня, постоянно меня обзывала и недавно заявила, что я её раздражаю своей активностью и вечным оптимистичным настроением. Да и в принципе, я стала замечать, что со мной общаются как-то странно... как будто сдерживаются, чтоб не сорваться на меня. Никаких эмоций, ничего.
Конечно, я очень застенчивая, и эта черта портит все мои хорошие стороны. Я знаю, что я дружелюбная, общительная, имею хорошее чувство юмора. Но застенчивость отводит все эти хорошие качества на второй план. Она проявляется во многом... Например, я познакомилась с какими-то людьми, которые мне очень понравились, но я не могу с ними нормально общаться, потому что я боюсь сказать глупость. Тем самым, я стою и кое-как выдавливаю из себя несколько слов.
Также и с противоположным полом... Почти что все мои знакомые девчонки имеют парней, но я, из-за моей стеснительности, не могу ни с кем познакомиться. Вроде природа внешностью меня не обделила, но я почему-то считаю, что все меня симпатичней и если выбирать между мной и какой-нибудь другой симпатичной девушкой, то я в пролёте... Но в тоже время, если мимо меня проходит или находится в одном помещении парень, то в мыслях у меня проносится, что я ему ПО-ЛЮБОМУ понравилось. Вот как скажите себя понять?!
Как справиться со стеснительностью, стать более уверенной в себе и что мне делать со всеми этими проблемами?
Автор вопроса: Катя Возраст: 15

На вопрос отвечает психолог Дворецкая Элина Александровна.
Здравствуйте, Катя!
А ведь, действительно, Ваша проблема связана с переходным возрастом. Когда идет становление подростка как личности, когда очень важно признание сверстников (поверьте, года через полтора Вам это будет безразлично), когда проходят физиологические изменения в организме и девушка превращается в «прекрасного лебедя».
То, что Вы общительны и дружелюбны – это здорово, но для поддержания разговора, конечно же необходима уверенность в себе, как собеседника и, конечно же, уверенность в том, что Вы интересны внешне.
Первое складывается из общего развития (и здесь всегда есть простор для совершенствования), ну а второе – от восприятия себя самим. Посмотрите на себя в зеркало и найдите то, что интересно в Вашей внешности. Постарайтесь найти как можно больше, тем более, что природа Вас не обделила. И постарайтесь не акцентироваться на том, что Вам в себе не нравится (мы же все для себя самые суровые критики). И при общении с посторонними думайте только о своих интересных чертах. Обычно это помогает преодолеть застенчивость. Ну и конечно же, уважение к себе формирует нашу самооценку. Поработайте ещё и над этим. Посмотрите, что достойно уважения в Вас. Может быть Вы много читаете и многими знаниями можете поделиться, или Вы чем-то занимаетесь и добились определенных успехов, или просто у Вас что-то очень хорошо получается. Да и много ещё всего можно обнаружить у человека, если присмотреться к нему.
А вот по поводу раздражения от окружающих: постарайтесь почувствовать собеседника, дать ему возможность высказаться, прислушаться к нему, не навязывая ему слишком активно себя, так сказать свою самопрезентацию. Как ни странно, но чем больше мы способны дать возможность другому человеку высказаться и принять его точку зрения, чем больше мы интересны людям, и соответственно с нами хотят общаться.
Успехов Вам Катя!!! У Вас прекрасный возраст!!! У Вас все получится!!!