Потеря мотивации и умения радоваться жизни.

Вопрос психологу:
Здравствуйте, уважаемые психологи.
Меня зовут Полина, мне 23 года.
Примерно год назад я выпустилась из университета со вполне оптимистичными воззрениями на будущее и начала искать работу. По мере поисков мой оптимизм все больше и больше сходил на нет, когда я получала все больше отказов на собеседованиях. Весной я познакомилась с молодым человеком, который мне очень понравился, что немного скрасило мой нарастающий пессимизм, к тому же, несмотря на то, что мне 23 года, это был первый раз, когда кто-то, кто мне понравился, ответил на мою симпатию и мы начали встречаться. Пару месяцев я пролетала влюбленной как на крыльях, заодно нашла не очень престижную, но все же работу, и, казалось бы, жизнь наладилась, думала я. Но я ошиблась, тут-то все и началось.
Спустя пару месяцев встреч и более глубокого знакомства с моим молодым человеком, я начала чувствовать скуку. На самом деле у нас оказалось не так много общих тем, мыслил он другими категориями и не блистал эрудицией. Я потеряла азарт, потеряла чувство влюбленности, на свидания стала ходить гораздо реже, и скорее по привычке. Та же участь постигла и работу, поработав пару месяцев я разглядела и несправедливость, и глупость начальства, и то, что в целом сфера деятельности - это "не моё", не вдохновляет, приносит лишь раздражение. Помимо этого было еще несколько разочарований в знакомых и приятелях. К концу этого лета я уже была раздражена до предела и не знала, что же мне делать.
Я ушла с работы и на накопленные деньги уехала отдохнуть, развеяться и подумать. Эти цели я выполнила, но когда отдых закончился, я начала пытаться настроить себя на последующую жизнь, рефлексировать, копать мозги самоанализом, но лишь усугубила все. Мне начало казаться, что все, что я делаю не имеет никакого смысла. Мои отношения, моя гипотетическая "карьера", мое общение с людьми. Все вокруг начали казаться мне глупыми, скучными, ограниченными, неприятными. Да и к себе самой отношение стало хуже: я кажусь себе некрасивой, никчемной бездарностью, которая ничего не умеет; глупой и безвольной. Я все больше и больше изолировалась. Сейчас я почти не выхожу из дома, только в магазин и обратно. Боюсь и не хочу искать новую работу, потому что все предложенные вакансии не могут меня заинтересовать, я боюсь обречь себя на бесконечную скуку. При этом я понятия не имею, у меня нет ни единого представления чем бы я правда хотела заниматься, где работать. Я ни с кем не общаюсь, кроме переписки с близкой подругой (она живет в другом городе). После моего возвращения из отпуска прошло уже полтора месяца, а я до сих пор не встретилась со своим молодым человеком. Поначалу он звонил и звал куда-то, но я все время отмазывалась и говорила, что мне грустно и я не хочу выходить. Вскоре он перестал звонить и писать, и я понимаю его - наверняка невозможно терпеть такой сгусток негатива, которого надо слёзно уговаривать просто погулять. Я не знаю, расстаться ли мне с ним самой, чтобы не обременять, но я боюсь и не хочу что-то решать. Боюсь также пожалеть о своем решении, сделать что-то поспешно.
Я пробовала пару раз выйти из дома и погулять с друзьями, но убить тяжкое состояние апатии получается максимум на пару часов, как только я прощаюсь с приятелями, оно возвращается в полной мере. Я не знаю, что мне делать дальше, у меня нет никакой мотивации работать, жить, общаться, я похоронила все свои амбиции и желания. Мне трудно даже выбрать фильм, чтобы посмотреть, потому что мне постоянно скучно.
Я ничем не занимаюсь, разве что читаю что-то, смотрю и думаю. Не сплю до утра, сидя в интернете и скучая, просыпаюсь под вечер. Моя мама очень расстраивается, видя меня такой, и поэтому мы нередко конфликтуем - она не знает, как мне помочь, и поэтому пытается мотивировать меня в грубой и иногда приказной форме, это вызывает у меня только больше раздражения и отчаяния.
А самое грустное, что я понимаю, что сама все отталкиваю от себя изо всех сил, но не знаю, как перестать. Как снова полюбить людей, жизнь, как снова надеяться на лучшее, стремиться к чему-то, радоваться. Трудные ситуации бывали в моей жизни и раньше, и разочарования в людях происходят далеко не первый раз, но я всегда выходила из состояния депрессии и шла дальше, а сейчас я понимаю, что я больше не могу справиться сама, я дошла до предела отчаяния. Но и не знаю, кто или что могло бы мне помочь.
Поэтому я обращаюсь к вам за помощью. Как научиться снова радоваться и хотеть чего-то?
Автор вопроса: Полина Возраст: 23

На вопрос отвечает психолог Крыжановская Оксана Александровна.
Дорогая Полина!
Когда заканчивается обучение в институте – можно сказать, что начинается по-настоящему взрослая жизнь. А начало чего-то нового - это всегда кризис. У вас начало профессиональной деятельности сложилось не так, как вы ожидали. А если ожидания не оправдываются – неизбежно наступает разочарование. Это относится и к отношениям с молодым человеком.
Вы долго искали работу, а когда нашли, поработав немного, поняли, что это не то, «не вдохновляет». Это сказалось в целом на вашей самооценке, из-за скачка которой вы стали избегать друзей, молодого человека и вообще общения. А эта добровольная изоляция еще больше усугубила вашу ситуацию…
Полина! Очень хорошо, что вы сами понимаете, что с вами сейчас происходит, я вижу это из вашего письма. Самый первый шаг – признать, что происходит что-то не то, и скорее всего причина этого – я сам. У вас это есть. И вы задаете очень важные вопросы: Как снова полюбить людей, стремиться к чему-то и радоваться?
В первую очередь нужно полюбить себя. Принять себя такой, какая вы есть. То есть нужно срочно восстанавливать самооценку. У вас есть свои достоинства и недостатки. Они есть у всех. У вас есть сильные стороны и не очень. Это тоже есть у каждого. Да, возможно, профессия, которую вы когда-то выбрали – это не совсем то, что вам подходит. Но от этого вы не становитесь лучше или хуже, как личность! А, возможно, вам это просто кажется сейчас, потому что вообще все вокруг на данный момент кажется «глупым, скучным и ограниченным». И проработали вы не очень долго – всего несколько месяцев.
Чтобы самооценка росла – нужны достижения. Пусть поначалу они будут небольшие. Легли спать вовремя, а не под утро – это уже шаг. Отметьте его. Запретите себе критику в свой адрес. Хотя бы на несколько дней.
Общайтесь с друзьями. Вы пишете, что выйти из состояния апатии удается всего на пару часов. Но удается же! Это уже хорошо. Количество часов будет увеличиваться, если вы не будете замыкаться в себе. Поделитесь с друзьями своими переживаниями. Что не знаете, чем хотите заниматься сейчас. Узнайте, где работают ваши однокурсницы. Может быть, что-то подойдет и вам?
А когда апатия потихоньку начнет отступать, - можно будет подумать о том, что может вас привлекать и вдохновлять. Только, пожалуйста, не ругайте себя, если вам будет казаться, что изменения наступают слишком медленно. На все нужно определенное время.
То, что молодому специалисту бывает сложно найти работу, которая бы абсолютно устраивала – это нормально. Поначалу работают, чтобы приобрести опыт, стаж, иметь свои собственные деньги. Карьера тоже выстраивается постепенно – шаг за шагом. Даже если на сегодняшний день работа не совсем устраивает – все равно это будет развитие и в профессиональном, и в личностном плане.
Я желаю вам успехов! Если будет нужно, пожалуйста, пишите.