Мужчина просто лежит сутками в кровати и плачет.

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Я бы хотела бы задать вопрос о моем отчиме. Моему отчиму уже 65 лет, он всю жизнь прожил в одном городе, служил и работал в армии до выхода на пенсию. С моей мамой они уже более 6 лет, и в начале все было хорошо, разве что мужчина сам по себе вспыльчивый, любит пообижаться и поскандалить. До встречи с моей мамой он пережил очень тяжелую семейную жизнь и развод, своими глазами наблюдал, как бывшая жена становилась тяжелой алкоголичкой и наркоманкой, и как бы не старался, ничем не мог ей помочь. Однажды он даже был на грани суицида... Тем не менее, на данный момент, о прошлом он всегда говорит с улыбкой, даже смеясь. Более трех лет назад мы с семьей переехали в другую страну. Так как он пенсионер, то у него нет необходимости работать, но он все равно находил себе какие нибудь занятия, в конце концов когда мы приходили с мамой домой, дома всегда было наготовлено и чисто, так как ему всегда доставляло удовольствие уборка и вообще, чтобы все было идеально. (То есть даже отсутствие рабочего места его нисколько не расстраивало). Но с годами он все больше чахнет, потерял интерес и вообще желание что либо делать или искать. Он подобен псу, просто весь день дома ждет наступления вечера, когда вернется мама. Недавно мы нашли для него занятие - помощь на одном строительном объекте, нужен был помощник, и это очень подняло ему дух. Он с самого утра бежал туда, и не смотря на дикую усталость, он все равно был счастлив, и даже внешне как будто бы подтянулся. Но возраст все же дал свое - после этой работы у него случилось смещение диска в позвоночнике, сильная боль, а также мы с мамой не позволяем ему больше физически работать. Но он вообще сейчас, просто лежит и умирает. Не ест, не пьет, он весь день либо спит, либо просто лежит. И не просто лежит, а плачет, постоянно плачет, слушает музыку, нас не слушает и не разговаривает с нами. Так как я сейчас временно работаю дома, то постоянно хитростями пытаюсь его накормить или пойти с ним погулять, типа "ой, если ты не съешь это, придется выбросить", или "как я пойду сама в музей? ведь темнеет рано". Но сейчас и это не действует. Он не моется, не переодевается, не двигается, просто лежит и плачет. Ничего не хочет, я неоднократно пыталась записать его в социальные группы, кружки, но он ничего не хочет. Я прошу у вас помощи и совета - что мы, как семья, может для него сделать? Я знаю, что с депрессией нужно справляться очень осторожно, не давить. Мы его любим, и всегда вместе проводим выходные, общаемся, но не знаем, как вывести его из этого состояния. Помоги пожалуйста. С уважением, Лиза.
Автор вопроса: Лиза Возраст: 65

На вопрос отвечает психолог Наумова Наталья Николаевна.
Здравствуйте, Лиза!
Понимаю Вашу тревогу и очень сочувствую.
У Вашего отчима, судя по Вашему описанию, депрессия. Точный диагноз поставить может только доктор (невролог, психиатр) на очном приеме!
Давайте разберемся, что такое депрессия, как её лечить. А так же, чем Вы можете помочь отчиму, и что он может сделать только сам.
Депрессия - это психическое расстройство, при котором наблюдается снижение настроения, потеря способности испытывать радость, нарушение мышления (всё кажется плохим, неправильным, печальным, бесперспективным, бессмысленным). При депрессии снижается самооценка. Человек не находит в себе силы ухаживать за собой, заботится о себе
Ваш отчим, Вы пишите, сам по себе вспыльчивый, любит по обижаться, поскандалить. Это уже указывает на наличие у него психологических проблем, которые он не осознает. Живя в стабильных условиях, без потрясений, без кардинальных перемен в жизни, он бы справился самостоятельно с ситуацией. Но, как только, сила воздействия факторов увеличилась (переезд в другую страну, отсутствие работы, недостаток общения, отсутствие друзей, травма + пенсионный возраст), то это уже стало через чур и психика не справилась. Пенсионный возраст, часто бывает опасен для мужчин, особенно для военных, если мужчина уходит с работы и остается дома. Таким образом, он теряет социальную значимость и часто именно это является основной причиной, вызывающей депрессию. В это же время мужчина переживает страх смерти, думает о том, что уже прожито много лет, и, возможно, не всё задуманное удалось осуществить, и уже и не удастся, может возникать ощущение, что он неудачник. К тому же, в пожилом возрасте добавляются еще и проблемы со здоровьем, и мужчину огорчает то, что раньше он делал легко, теперь стало ему не по силам. Так и случилось с работой отчима на стройке.
Лечить депрессию может только врач (не психолог). И, одновременно, обычно, рекомендуют поддерживающую психотерапию.
Чем можете помочь Вы с мамой.
Поддержка, понимание, принятие и любовь ему необходимы от вас.
Если он не готов проходить лечение, важно, чтобы Вы помогли ему найти в себе силы и настроиться на здоровье.
Очень важна его внутренняя готовность к лечению и выздоровлению. Вы правы, никакого давления нельзя оказывать. Вы поможете ему, если будите рассказывать, искренне, о его положительных качествах, делах. Хвалите его. Говорите насколько он важен для Вас. Потихоньку, самооценка повысится и начнет появляться мотивация к выздоровлению.
Хорошо, если Вам удастся, уговорить его слушать и выполнять медитативные расслабляющие упражнения.
Пробуйте говорить с ним о чувствах. Расскажите, что Вы чувствуете и спросите, что он чувствует. Когда он почувствует, что может доверять, он раскроется и станет говорить о чувствах. Важно, чтобы он научился отделять свое чувство от себя, тогда появится возможность анализировать чувства, и тогда удастся поставить под контроль и мысли и чувства.
Поддерживать Вам тоже не просто. Анализируйте свои чувства, выполняйте медитативные расслабляющие упражнения, чтобы не потерять гармонию, и не срываться эмоционально. Не забывайте заботиться и о своем здоровье, и о себе в целом. Контролируйте, чтобы Ваш стиль поведения не стал жертвенным. Помните и о своих потребностях. Нельзя забывать о себе, даже когда близкому нужна помощь. Берегите себя!
Желаю сил всей вашей семье и скорейшего выздоровления отчиму!
С уважением, Наталья Наумова.