Неуверенность в себе. Как избавиться от комплекстов?

Вопрос психологу:
Добрый вечер дорогой психолог. Прошу помощи, так как уже не знаю как себе помочь.
В общем началось все довольно давно, после того, как я долгое время играл за компьютером (примерно 5 лет) и практически не выходил из дома. После чего начал стесняться буквально даже, когда на меня просто смотрели. Прошло несколько лет, этот страх ушел, но появились новые. Вот один из них:
1. Боязнь встретить знакомого человека на улице, которого давно не видел. Или, к примеру, когда ты в компании одних людей, а тот человек в компании других (могу покраснеть, начать потеть, а так же есть страх, что не о чем будет поговорить с этим человеком). Так случается не всегда, но случаи бывали, я считаю это ненормальным. А так же, если продолжительное время общаюсь с человеком в интернете, то потом боюсь увидеться с ним в живую, не получается себя побороть.
2. Боязнь выступать перед крупной аудиторией. Я думаю, что это страх критики в свой адрес. Не могу выступать где-то с докладом перед своей же группой в университете, а если же это вообще посторонние люди, то совсем как будто подменили. Но при этом с незнакомыми людьми на улице или магазинах завожу разговор легко, а когда на меня все смотрят и чего то ожидают, только тогда начинаю краснеть и мысли в кучу. Подобного рода страх имеет место быть в новой компании. Первое время, наверное, боюсь произвести плохое впечатление (опять же не всегда, но время от времени проявляется).
3. Страх того, что обо мне подумают окружающие. Не могу от этого избавиться, так же могу впасть в ступор от неожиданного вопроса или действия, которого я не ожидаю. Например, сегодня преподаватель на паре неожиданно взял мою тетрадь и начал листать лекции (благо они у меня были), но я на пару секунд начал краснеть и нервничать, думал если начнет задавать вопросы, то придется отвечать ему перед всей аудиторией, а этого я боюсь.
4. Неуверенность при общении со сверстниками. Все чаще начал замечать, что взрослых людей я стесняюсь меньше, чем сверстников или тех, кто немного старше. Опять же не могу это объяснить, но очень хотелось бы избавиться.
5. Не могу оставаться собой в конфликтной ситуации. Иногда возникают споры и люди могут начать конфликтовать, это нормально, я же сам по себе человек очень вспыльчивый, но почему-то стараюсь избегать конфликтов, боюсь высказать собственное мнение по тому или иному поводу.
Очень хотелось бы набраться уверенности и быть собой, стараюсь работать над собой, но не выходит, сам по себе не забитый, спортом занимаюсь, очень люблю помогать людям. Сейчас компьютер бросил, уже не играю.
Зовут Михаил, 19 лет, не женат, из-за своих комплексов имею проблемы с поиском девушки, но не отчаиваюсь, надеюсь, что вы подскажете как мне избавиться от вышеуказанных комплексов. Спасибо заранее.
Автор вопроса: Михаил Возраст: 19

На вопрос отвечает психолог Крыжановская Оксана Александровна.
Здравствуйте, Михаил!
Сразу хочу отметить то, как вы обстоятельно и понятно описали круг вопросов, которые вас сейчас беспокоят. Это говорит о том, что вы их осознаете и у вас есть намерение их решить. И я уверена, что у вас это получится, также как получилось перестать играть на компьютере.
Страх выступать перед аудиторией – это довольно распространенный страх. В той или иной степени интенсивности он есть почти у всех. Не являются исключением даже публичные люди. Только они могут эту энергию волнения перевести в драйв и использовать с пользой для себя.
Страх произвести плохое впечатление на других людей всегда связан с низкой самооценкой. А низкая она, скорее всего от того, что вы просто себя не знаете. Какой вы? Вы очень хорошо по пунктам написали, что вы хотели бы изменить в себе. Напишите также подробно все ваши личностные качества. Ваши сильные и слабые стороны. Не сомневаюсь, что сильных будет много! Но и слабые тоже будут. Они есть у всех, только они разные. И когда вы сами о себе будете понимать какой вы – страх того, что о вас подумают или скажут другие люди значительно уменьшится. Потому что если оценке других людей придается большое значение – это как будто человек уже заранее соглашается с тем, что как его оценили, - так и есть на самом деле. Но другие люди могут ошибаться, могут судить поверхностно, могут иметь мнение отличное от вашего.
Вы уже обозначили, что хотели бы улучшить в себе. Какие-то качества можно «прокачать», какие-то компенсировать, а то, что изменить невозможно – принять в себе как оно есть. Это относится и к переживаниям. Нет плохих или хороших чувств. Они просто говорят нам о том, что в настоящий момент происходит что-то пока для нас непонятное. Принять это означает согласиться с тем, что это есть: «Да, это пока что так. Но это не навсегда». И вы уже на пути к принятию, потому что написали это письмо. А потом нужно понять – что эти чувства означают для меня? Что важное стоит за ними? И тогда станет понятно, что можно с этим делать.
То, что именно со сверстниками вы чувствуете наибольшую неуверенность в общении вполне естественно, так как это наиболее значимая для вас аудитория. Вы написали, что с незнакомыми людьми заводите разговор легко. Значит, вы можете быть интересным собеседником! Вы прекрасно излагаете свои мысли в письме. И наверняка, есть темы для разговора, где вы хорошо разбираетесь и вам есть, что сказать. Когда вы переживаете по поводу того, как вас оценят – ваш фокус внимания направлен на себя: «Интересно ли будет то, что я скажу? А вдруг я не найду что ответить?». Попробуйте в такой момент перенести фокус внимания с себя на того человека, с которым вам предстоит говорить. В каком он настроении? Чем интересуется? О чем ОН переживает? И если у вас получится почувствовать искренний интерес к собеседнику – тревога по поводу того, что разговор не получится, значительно снизится, а может быть, и вообще пройдет.
Конечно, быстрых результатов ждать не нужно. Здесь требуется время и регулярная тренировка, как в спорте. Лучший способ избавиться от страха общения – это общаться. Поначалу, в том объеме, который будет для вас комфортным, но постепенно его увеличивая.
Я желаю вам успехов! Всего вам доброго!