Почему все делают меня виноватой?

Вопрос психологу:
Меня постоянно делают виноватой. Кто-то что-то сделал, виновата Я! Кто-то пустил слух по школе, значит это Я! У кого-то безвыходные ситуации, виновата Я! Даже мои друзья иногда ищут во всем мою вину, поэтому я не могу определиться, друзья ли это в конце концов. После таких наездов я начала чувствовать себя виноватой, а потом задалась вопросом: это моя вина? Из-за такого общения у меня появились проблемы с личностью. Мне кажется, что люди меня не воспринимают как человека. У меня образовались очень плохие качества. Я стала нервной, агрессивной, вспыльчивой. И плохое качество, которое преследует меня по жизни - безотказность. Это позволяет манипулировать мной. Такое ощущение, что люди общаются со мной ради выгоды, к примеру, домашнее задание или другая просьба. Также я не могу говорить очень короткое, но опасное слово *нет*. Никому не могу его сказать, но родственникам стала говорить его, как попадется. Я понимаю, что это неправильно, но все равно продолжаю это делать. В последнее время очень много грубила маме и чувство вины начало усиливаться. У меня есть лучшая подруга, которой я могу все рассказать. С ней у меня все в порядке, а в других я начала сомневаться. Решила как-то спросить у мамы совета, на что она мне ответила: "Не общайся с ней. Эта лицемерка, та обманщица, а та вообще завидует тебе...". Если следовать маминому совету, то друзей у меня, можно считать, нет. Мой характер поменялся. И если сравнивать меня в седьмом классе и в девятом, то прежнего доброго и уравновешенного человека больше не существует. Я стала неуверенной. Кажется, взрослые классы, пора бы перестать стесняться отвечать возле доски или другое. Из-за этой неуверенности завалила кучу экзаменов в музыкальной школе, а также завалила множество ответов у доски во время какого-либо предмета. В голове все время возникает вопрос: "А что подумают другие?". Сестра сказала, что я буквально завишу от чужого мнения, что мне важны оценки, отзывы окружающих.
Я очень активная, люблю принимать участие в креативных конкурсах. У меня из-за конкурса возник такой случай. Я предлагаю идеи, постановки, но все не воспринимают их всерьез. Сказала сегодня, что не собираюсь делать нарезку из песен, и всем я сразу не понадобилась в этом конкурсе. Опять же, я считаю, что от меня нужна только работа!
Я комплексую, очень много. По поводу веса, внешности и т.д. Хочется понравиться кому-нибудь из противоположного пола, но боюсь испугаются. У меня отсутствует опыт общения с мальчиками, постоянно краснею. А иногда, если кто-то долго пялится, хочется убежать в лес, забраться подальше и проживать свою жизнь в жутком одиночестве. Иногда могу заплакать, а иногда могу заразиться диким смехом. Помогите, пожалуйста!
Автор вопроса: Дарья Возраст: 15

На вопрос отвечает психолог .
Здравствуйте Дарья!
Ваше письмо следует рассмотреть с конца. Вы пишите, что «Я комплексую, очень много. По поводу веса, внешности и т.д. Хочется понравиться кому-нибудь из противоположного пола, но боюсь испугаются». Это та неуверенность в себе, принятая однажды Вами, которая как благодатная почва позволяет сеять в Вас чувство вины, жертвенность, сомнения, многие комплексы и т.п. В этом предложении Вы ясно даете понять, что сами себя не любите, иначе отчего молодая девушка, думает, что ее испугаются парни?? Подозреваю, что и активность Ваша и желание участвовать во всем в большей степени обусловлено желанием что-то доказать окружающим и себе в первую очередь.
Ваша сестра права, да Вы и сама знаете, что как бы Вас не раздражала зависимость от чужого мнения, Вы все –равно в ней болезненно нуждаетесь. По той простой причине, что Вы надеетесь услышать что-то хорошее, подбадривающее в свой адрес, чтобы окрылиться и вновь начать действовать. Потому что сама себя Вы не можете похвалить и принять такой какая Вы есть. Возможно Вы цените в себе какие-то лишь отдельные черты, но всю себя Вы не принимаете. Это и приносит Вам дискомфорт. Даже если Вы перед зеркалом станете и начнете утверждать, что вы – «самая обаятельная и привлекательная», - это не сработает, потому что Вы не верите в это. Вы будете выискивать недостатки, на которых заострите свое внимание, но не увидите своих достоинств. Я чувствую, что Вас это очень подавляет. Особенно учитывая тот факт, что Вы не рассчитываете на материнскую поддержку. А ведь мама - это первая женщина, с которой девочка берет пример в будущем. И если Вы понаблюдаете за собой, то обязательно обнаружите, что ведете себя точно, как мама, либо наоборот, противоположным образом. Это две стороны одной медали, которые именуются как родительский сценарий (наследование, подражание поведению и ценностям родителей), либо антисценарий (когда модель поведения и ценности родителей отрицаются). Это огромная тема, если Вам интересно будет исследовать себя в этом вопросе, то можете почитать Эрика Берна либо обратиться к психологу за консультацией.
Сейчас Вы находитесь в завершающейся стадии переходного возраста, когда изменились требования к Вашей личности. Та, которой Вы были в 7 классе, уже не существует. И это произошло не потому что Вы стали более покладистой и не можете никому отказать, а потому что предыдущая модель Вашего поведения стала теперь не эффективна для достижения успеха. Уже мало быть просто доброй, нужно проявлять лидерские качества, целеустремленность, умение отстаивать себя и свою ценность! Вероятно, Вы этого не умеете делать, а признание и общественное принятие очень важно для человека, особенно в этот период становления личности, поэтому Вы и стали принимать все на себя и подсознательно боитесь отказать кому-то, чтобы не почувствовать себя неценной. Даша, но все совсем наоборот. Все идет изнутри, а не извне. И это Вы даете посыл неуверенности и обесцениваете себя! Потому и окружающие ведут себя с Вами подобным образом! Нужно учиться принимать себя такой, какая есть. Если Ваши комплексы по поводу внешности исправимы (например, косметикой, прической или консультацией дерматолога, фитнесом и т.п.) то – действуйте, обращайтесь к специалистам и занимайтесь собой. Если же это врожденные особенности (форма носа, широта кости, размер груди и т.п.), то это можно лишь корректировать с помощью одежды, макияжа и прически, но в основе своей все-равно нужно принять себя и свое тело таким, какое оно есть.
Любовь к себе – это не вседозволенность, это - не есть сладости перед сном, а разбираться в своем рационе, это - не сидеть сложа руки и думать «раз я не красавица, значит не видать мне счастья в жизни», а развивать себя, читать, иметь разные хобби, научиться разбираться в людях и дифференцировать тех, которые Вам подходят и тех, с которыми Вам не по пути. Понимаете, именно Вам. Не Вы будете подстраиваться под каждого встречного, чтобы понравиться, и в ущерб себе сделать то, о чем, просят, а наоборот, четко понимать, приятно Вам с этим человеком или нет. Если Вы соглашаетесь выполнить чью-то просьбу, то спросите себя: я делаю это, чтобы понравиться другому (чтобы меня похвалили, чтобы быть со всеми, а не остаться одной) или потому что мне и правда это интересно и нужно?! Иначе Вы будете и дальше раздражаться, и срываться на близких, потому что та неудовлетворенность собой из-за взятия ненужных Вам обязательств, должна иметь выход, невозможно все время подавлять свою агрессию. Поскольку Вы не можете проявить ее в кругу одноклассников, то проявляете в безопасном для себя месте- дома (мама все-равно любит и простит). Поэтому есть смысл стать интересной самой себе и тогда не придется никому ничего доказывать, потому что Вы будете знать, чего стоите, и если кому-то что-то не понравится сможете спокойно это принимать.
Молодой девушке очень важно, как можно раньше начать ценить себя! Если Вы пришли в этот мир, значит у Вас есть своя миссия, возможно, Вы пока ее не нашли, но это не значит, что ее нет. Поэтому нужно максимально познавать свои таланты, открывать перед собой новые возможности и непрерывно развиваться. Школа- это капля в море тех знаний и способностей, которые Вам понадобятся в будущем, для реализации своего потенциала.
Верю в Вас и Ваши силы!