Не могу разобраться в себе и заставить себя что-нибудь делать.

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Мне 16 лет. В последнее время я чувствую безразличие абсолютно ко всему. Сейчас учусь в 10 классе. Впереди экзамены, аттестат, огромная ответственность в выборе будущей профессии. Я не знаю, чего хочу от жизни. Родители видят во мне художника, или по крайней мере, человека творческого. Да, я люблю рисовать, но это лишь хобби. Не думаю, что смогу сдать экзамены в худ. вуз.
В школе я всегда училась хорошо, была отличницей и "девочкой, которая побеждает во всех олимпиадах". До поры до времени. Это клеймо "заучки" мне надоело. Стала пропускать занятия. Успеваемость снизилась. Вечные упреки от папы. Первая в жизни тройка в триместре - при том, что девятый класс я окончила с красным дипломом. Но думаю, это ровным счетом ничего не значит. Единственное, что меня беспокоит, - это реакция родителей. Громкие ссоры меня утомляют. Да и как им сказать, что за последние три месяца я, может, пару раз принималась за домашние задания?
В последнее время меня одолевает жуткая скука. Я сижу за партой, смотрю в окно. Записываю что-то в тетрадь. Что-то остается в голове. Иногда возникают вопросы, и уже продумываю в голове план поиска ответов на них, но до дела редко доходит. Когда я еду в машине, или иду по улице, или сижу дома в кресле, в голове проносится множество мыслей и идей. Думаю, как было бы здорово создать свой аккаунт в какой-нибудь социальной сети, выкладывать свои рисунки, или написать рассказ, стихотворение, или отправить посылку знакомому из другого города: ему бы было приятно получить неожиданный подарок. Но всегда находятся оправдания: в понедельник почта закрыта, а в среду много уроков. Упреки учителей "гениальная девочка, и куда скатилась!" подливают масла в огонь. Я пытаюсь взяться за учебу снова, открываю книги, прочитываю страницу, конспектирую, а остальное откладываю на "завтра", которое никак не наступает. Мечтаю о будущем, но ничего не могу поделать с собой. Все буквально валится из рук.
Недавно начались проблемы со сном: хожу весь день сонная, к вечеру буквально с ног валюсь, но как только наступает ночь, могу пролежать в постели до утра, тупо глядя в потолок, но так и не уснув. Сейчас уже нет ни сил, ни желания за что-либо браться - все равно не получится. Не хочу никуда идти, ни с кем общаться, только сидеть в своей комнате. Иногда появляется ощущения своей неполноценности. Будто передо мной стена, через которую не перебраться, или это мой порог в развитии и на большее я не способна.
Если бы мне было, кому выговориться. Но не хочу нагружать никого своими проблемами, боюсь, что они только посмеются надо мной или снова упрекнут в бездействии.
Что делать? Как взять себя в руки?
Автор вопроса: Марина Возраст: 16

На вопрос отвечает психолог Журавлёв Александр Евгеньевич.
Здравствуйте, Марина.
Для современной 16-летней школьницы Вы весьма внятно и структурированно излагаете суть вопроса. Это - хорошо.
Ну, что ж...
Похоже на то, что Вы на определённом невротическом взводе. Несмотря на симптомы в иде вялости, отсутствия мотивации что-то делать, скуки, бессонницы и т.д., это всё-таки именно невротический (или даже неврозоподобный) всплеск.
Всё это продолжается определённое время? Тогда , к "всплеску", можно смело прибавить и возрастной кризис, обусловленный спецификой развития.
Всё то, что Вы описали, характерно практически для любого возрастного кризиса: в 3,5 годика кризис проявляется в виде капризов, протестов (на уровне "бабушка дура" и "не буду есть"), отрицания и обесценивания (раньше мишку любил, а теперь пинает ногой) и т.д., а в 15-16 лет (как, впрочем, и в 35-40!) кризис проявляется в виде разочарования, "потерянности", ощущения бессмысленности + примерно всё то, что и в три года (что раньше любили и ценили - перестали любить и ценить, кого считали авторитетами - перестали таковыми считать и т.д.).
Я думаю, что в Вашем случае объективные критические переживания (ну, возраст, развитие и т.д.) прибавились к увеличению нагрузок разного рода, в том числе и психологических. Дело не в том, что Вас без конца шпыняют и дёргают (на предмет учёбы, жизни, будущего и т.д.). Родители тут могут и быть ни при чём! Вы сами! Социум! Вот!
Вы же живёте не в безвоздушном пространстве, не в космосе, не на необитаемом острове. Вы среди людей, сверстников и т.д. Вы волей-неволей сравниваете себя с кем-то, пытаетесь чему-то соответствовать. Вы замечаете противоречия, нюансы. Вы пытаетесь как-то исправлять, сглаживать острые углы, чтобы не выглядеть "белой вороной". И это , безусловно, и трудно, и часто неоправданно именно потому, что в Вашем возрасте очень высок уровень критичности! То есть, Вы склонны замечать несовершенства, недостатки окружающего мира, и прежде всего, людей, с которыми общаетесь!
Я могу очень долго говорить о том, что с Вами может происходить. Естественно, что это всё на уровне гипотезы - я же Вас не знаю! Но какие-то мометы Вашего письма являются основанием для моего предположения. Да.
Итак, кризис. И, самое интересное, это хорошо, что Вы переживаете кризис. Любой кризис - сигнал к тому, что мы переходим на другой этап развития. Любой кризис говорит о том, что "старая одежда" стала мала и надо покупать новую. Какой будет эта "новая одежда" - зависит только от нас и от условий, в которых мы живём. Но от нас - главное!
Под "старой одеждой" я понимаю и сложившийся формат общения, круг людей, привычный социум, занятия и деятельность, выбор. Как правило, менять надо много. Но то, что мы решаем сохранить и оставить, обретает новую, более высокую, ценность. Например, мы никуда не денемся от родителей. Это - ценность, данная нам при рождении. Но вот формат общения приходится менять. Например, переходить от роли зависимого к роли равнозначного партнёра.
Мы можем поменять выбор будущей профессии, сориенировавшись не на мнение родителей, а собственные желания! Мы можем подумать о том, нужно ли нам такое количество друзей? Друг-то может быть один! Ну два! Но не 15 же? Либо надо учиться отличать друзей от товарищей, приятелей и знакомых.
Короче, Вы меня поняли.
Менять что-то всегда тяжело. Особенно, когда ты не понимаешь, что пришла пора что-то менять, или не понимаешь что именно тебе надо менять.
Это- вопросы, которые надо задать самой себе.
Вы хотите рисовать - рисуйте! Серьёзность не в том, закончите Вы институт (хотя это не помешало бы), а в вашем отношении к выбору основного вида деятельности.
Не знаю, но Вам уже пора думать о том, каким способом Вы бы хотели зарабатывать. Даже если у Вас в голове (предположим) богатый муж, то всё-равно его же где-то надо найти? А это срьёзная подготовка, время и возможности.
Я хочу сказать, что на всё нужно тратить силы. На всё!
А сил у Вас, как Вы сами говорите, почти нет.
Что Вам приносило радость в детстве? От чего Вы чувствовали бесконечный прлив сил? Из каких источников черпали энергию?
Надо срочно вспоминать и искать такие источники!
Это могут быть и общение с интересными людьми, и книги, и фильмы, и какие-то занятия и всё, что угодно, в пределах законности и морали!
Это может быть творчество (своё и чьё-то). Это может быть музыка. Это можгут быть дела. Никогда не задумывались над тем, почему всё-таки люди делают добрые бескорыстные дела? Не только потому, что им нечего делать или у них есть возможности.
Именно добрые дела дают нам энергию! Мы начинаем чувствовать себя НУЖНЫМИ! А это - совершенно уникальное ощущение, которое побеждает всё, даже страшные болезни. Люди выздоравливают от рака, если понимают и чувствуют свою нужность! В мире очень много тех, кому нужна помощь. Не какая-то материальная, а виде внимания, поддержки и т.д.
Попробуйте вместо всякой хрени планировать свои дни таким образом, чтобы было время и была возможность кому-то помогать. Необязательно это должен быть тяжело больной человек. Многим здоровым нужна поддержка. Вот и подумайте, посмотрите вокруг, поищите. Станет легче.
Вам просто необходимо переключать себя на любую моторную, физическую деятельность. Спорт, активный досуг, даже труд! Было бы здорово, опять же, в ежедневный план включать физическую деятельность любого уровня. Минимум 40 минут в день. Простая прогулка тоже подойдёт.
Вам сейчас не надо без конца что-то от себя требовать. Если дело касается рутины, то - точно! Делайте столько, сколько можете. И хвалите себя за усилия:
- встали с кровати - похвалите, поощрите себя;
- открыли книгу - поощрите себя;
- попробовали что-то почитать по урокам - похвалите;
- сделали домашку - очень сильно похвалите))))))!!!!!
И так каждый раз: маленький шажочек к цели - поощрение!
Ни в коем случае себя не гнобите, не критикуйте. Не обижайтесь ни на себя, ни на мир вокруг себя.
Лучше - планируйте!
Если чем-то надо (именно НАДО) заниматься, то разбейте весь процесс на коротенькие отрезочки и идите от отрезка к отрезку, не забывая обозначать "пройденный" путь поощрениями и похвалой.
"Пока сам себя не похвалишь и т.д." - очень иудрая поговорка!
Если вдруг найдутся силы, то начните вести дневничок! Но не простой отчётный ежедневник, а футуристический дневник! Это будет дневник о будущем, а не о прошлом. То есть, и о том, что было тоже можно писать, но основной акцент надо ставить на том, чего Вы ждёте от будущего. Это поможет разобраться в вопросах того, что оставить в жизни, а от чего надо избавляться; что можно переделать и поменять, а что надо оставить неизменным... Иллюстрируйте дневник рисунками.
Начните помогать себе витаминами! Обычными поливитаминами. Представьте себе, что и от этого много что зависит.
Есть ещё Ваша внешность. Посмотрите на себя - подумайте. Может, пришла пора и об имидже задуматься???
Короче, Марин, возможных вариантов развития событий много.
Кризис есть. Это НОРМАЛЬНО. Это надо правильно и конструктивно пережить, подготовив себя к новому этапу жизни.
Пишите. Делитесь успехами или сомнениями. А. Журавлёв.