После потери близких заметила, что стало сложно общаться с людьми.

Вопрос психологу:
Добрый вечер!
Вопрос: После длительного ухода за больной сестрой и подругой и их почти одновременных похорон стала замечать, что сложно общаться с людьми (хотя я по жизни и работе очень общительная, всегда всем помогаю и человек веселый и творческий).
Получается, что сама никому не звоню и никуда не хожу. Если позвонят, то отвечу и поговорю по телефону, но если это затягивается по времени, то ощущаю дискомфорт. Если иду в гости (я ходила только к близким людям), то после истечении 30 мин очень хотелось уйти просто без причины. Хотя все понимаю и во всем даю себе отчет. Но получается, что общение меня даже с любимыми людьми тяготит. Хотя я не плачу, философски отношусь к смерти. Первое время свое состояние было непривычным, как это объяснить знакомым и друзьям? Потом со временем решила это принять как данность и что на все нужно время. Просто напросто решила отпустить ситуацию (да все непросто, да сложно с этим мириться, но жизнь продолжается и спасение утопающих дело самих утопающих), я старалась использовать то одиночество, в котором оказалась с пользой, медитировала, занималась йогой, много читала, очень раньше любила рукодельничать, сколько ни пыталась - ну нет вдохновения и все тут.
По истечении примерно 9-10 месяцев стала ОЖИВАТЬ!!!! Но жизнь немного решила со мной не согласиться -у меня скоропостижно умерла мама (не выдержала горя и за 4 дня до годовщины смерти сестры случился инфаркт). Все как положено, похороны, 9 дней и т.д. и опять меня вогнало в ступор. И опять вся выше описанная история началась сначала. Подскажите, как быть в этой ситуации, может это нормальная реакция организма на стресс? Или нужна помощь психолога? Очень не хочется оставаться в такой ситуации. Хочется, чтоб искры из глаз (от удовольствия что ты живешь, и чтоб в руках все горело!!!!)
Про себя: Уже вдова 9 лет, есть 2 замечательные дочери, одной 20 лет, второй 28, сама достаточно миролюбивая, лояльная, веселая, оптимистичная женщина. По жизни досталось достаточно много, (наверно как и многим женщинам), никогда не сдавалась, решала свои вопросы и никогда не отказывала в помощи другим. В итоге эта ситуация длится уже 1,5 года, сейчас общаюсь только с родственниками (дети сестры, ребенок подруги и еще с 3-4 близкими родственниками), работа у меня связана с постоянным общением с людьми. Ну вот наверно и все, пожалуйста, подскажите!
Автор вопроса: Ирина Возраст: 49

На вопрос отвечает психолог Дворецкая Элина Александровна.
Здравствуйте, Ирина.
На Вашу жизнь выпало очень много тяжелых переживаний. Очень Вам сочувствую.
Вы переживаете сейчас кризисное время, и то, что с Вами происходит вполне естественно при переживании горя. Практически у Вас произошли подряд три потери. Не успев прожить первые две, Вы потеряли ещё и мать. А это очень тяжелая утрата в нашей жизни. Потеря близких – это очень серьезное испытание в жизни человека. И здесь очень важно уметь общаться со своими эмоциями, то есть прожить и пережить все стадии горя. И если эмоции и поведение человека выходят за рамки средней нормы, то переживание горя не совершается и человек «застревает» на какой-то стадии.
Из Вашего письма я не очень хорошо поняла, как они у Вас прошли. Я Вам их перечислю.
Всего 5 стадий.
Первая стадия отрицания и шока. Мы не будем на ней останавливаться, она у Вас уже давно прошла.
Вторая стадия – стадия агрессии, переживание обиды, гнева. Человек обвиняет в своем горе судьбу, бога, врачей, а также и себя. Часто гнев направлен на умершего, который бросил, оставил своих близких.
Третья стадия – стадия вины. Люди считают, что в случившемся виноваты они сами, или какое-то их поведение спровоцировало то, что случилось. Человек испытывает угрызения совести за то, что плохо относился к умершему, уделял ему мало внимания.
Четвертая стадия – стадия депрессии, наступает спустя 6 месяцев после потери. На этой стадии людям свойственна подавленность, апатия, раздражительность, снижение интересов. Горе накладывает отпечаток на отношения с окружающими, наблюдается утрата теплоты, желание уединиться. Также наблюдается ощущение полной утраты собственного Я, которое может выражаться, в том числе, и в снижении самооценки.
Как раз на этой стадии, судя по Вашему письму, Вы сейчас и находитесь.
И последняя стадия – стадия принятия. Как бы тяжело не переживал человек, постепенно наступает принятие утраты. Постепенно восстанавливается привычное течение жизни. Она входит в свою колею. Жизнь приобретает цели и смысл. Человек вновь начинает радоваться, смеяться, возвращается к привычным делам, восстанавливает круг общения.
У Вас произошло наложение одного горя на другое. Не успев прожить стадии одного горя, Вам пришлось переживать заново другое. Весь процесс переживания горя длится, очень часто, до двух лет. И главное, всегда нужно помнить, что лучший лекарь – это время.
Позвольте себе проявить эмоции: поплачьте, посмейтесь, погорюйте, потоскуйте. Все эмоции необходимо прожить также, как и время. Не отказывайтесь от общения и встреч с окружающими. Поговорите с ними о своем горе, поплачьте. Вам, постепенно будет становиться легче. Горе нужно ещё и высказать. И если Вам сложно это сделать с Вашим окружением, то чем замыкаться в себе, лучше обратиться к специалисту. Вы можете это сделать и на нашем сайте по-скайпу.
Желаю Вам всего доброго, справиться со своими переживаниями и вновь обрести себя!!