С детства (после смерти родителей) ощущаю сложности в общении с людьми.

Вопрос психологу:
Здравствуйте! У меня такая проблема. Я сколько себя помню был достаточно замкнут или, наверное, излишне серьезен в детстве. В возрасте 8 лет я потерял родителей с разницей в неделю (мама умерла от рака, отец был связан с рэкетом, его избили, вообще я его мало помню, он то жил с нами, то нет). Воспитывала меня бабушка, в семье я один. Наверное, после этого я стал избегать и сторониться общения еще больше. Знакомства с новыми людьми мне давались очень непросто, были неприятны вопросы ровесников что да как и почему? Со временем я стал ощущать себя ущербным по отношению к другим детям. Хотелось побыстрее вырасти, я думал все это пройдет. Мне хотелось всегда быть как все, но жалость взрослых постоянно напоминала мне, что я не такой, это очень сильно раздражало. Сейчас мне 27 лет, у меня есть неплохая работа с хорошим коллективом, но мало что изменилось, я довольно тяжелый человек в общении. Возникает ощущение, что я подсознательно ограждаюсь от любого человека. Мне все равно кажется, что смотрят на меня как на инвалида с жалостью, я ненавидел ходить в школу, затем в институт, попросту старался уходить от темы кто у меня родители, это было непросто и все равно все вскрывалось. Сейчас я зашел в какой то тупик, я отдаляюсь от родных, друзей, девушка, с которой я жил, постоянно жаловалась, что я черствый и замкнутый. Да и друзьям со мной не интересно из за моей серьезности. Я понимаю, что нужно что то менять, но я не могу понять что и как это сделать? Я не могу радоваться, веселиться, я постоянно в каком то напряжении, постоянно слежу что сказать и сделать. Появляется некоторая озлобленность к людям и к жизни. Я понимаю, что это глупо, но возникает вопрос почему именно у меня такое случилось, ведь все могло быть по другому. Постоянно чувство тревоги что я один, вероятно, с детства мне это навязали. Я не думал что все так далеко зайдет, сейчас я понимаю, что дальше так нельзя, но и поделать ничего не могу. В силу своего характера мне очень сложно кому то пожаловаться или просто поговорить об этом, я это рассчитываю как слабость. Я понимаю, что характер поменять достаточно сложно, но стать хотя бы немного другим есть шанс? Спасибо.
Автор вопроса: Андрей Возраст: 27

На вопрос отвечает психолог Кондаурова Ксения Вадимовна.
Здравствуйте, уважаемый Андрей. Вам потребовалось много мужества, чтобы открыться незнакомому человеку и попросить о помощи. Это достойно уважения, а в контексте Вашей проблемы это особенно значимо.
Потерять родителей было для Вас очень тяжело не только потому, что Вы лишились родителей, но и потому, какая реакция социума обрушилась на Вас. Вас стали жалеть. По всей видимости, эта жалость актуализировала у Вас чувство ущербности и отличности (в плохом смысле) от других детей. Но это еще не все. То, что сейчас Вы страдаете от эмоциональной холодности и напряжения, наводит на мысль, что Вы не прочувствовали смерть своих родителей от и до. Возможно, сострадания других людей напоминали Вам о Вашей трагедии,а Вы не хотели в нее верить, не могли ее принять, не хотели чувствовать эту боль. Желали отгородиться от нее. Но невозможно отгородиться от какого-то одного своего чувства, если человек строит стену, то он строит стену, отделяющую его от всех его чувств. Заодно Вы отгородились и от других людей, которые напоминали Вам о Вашей трагедии. Так как сложно взаимодействовать с людьми, если по какой-то причине не можешь спонтанно реагировать на них и окружающий мир.
Еще одной причиной Вашего состояния может быть страх новой боли. Вы могли развить в себе настороженность для того, чтобы мочь обезопасить себя в случае чего. Быть всегда готовым. Но такая стратегия невероятна тяжела. Вся энергия уходит на постоянное поддержание организма в бдительно-напряженном состоянии и вы превращаетесь в эдакую напряженную пружину.
Так что же Вам с этим делать? Первый шаг Вы уже сделали, Андрей, Вы открылись другому человеку (спасибо Вам за откровенность), Вы осознали, что хотите что-то изменить. Далее Вам предстоит самый сложный шаг: вернуться в свое прошлое, понять, в какой момент Вы отключили свою способность спонтанно реагировать на окружающий мир и прочувствовать, прожить все то, чего Вы так избегали, что скрывали от других людей и от себя. Прочувствовать всю боль, обиду, страх и, возможно даже, злость. После этого Вы сможете быть открытым, и восприимчивым в отношениях с другими людьми. Самостоятельно это делать довольно сложно, поэтому я рекомендовала бы Вам обратиться к специалисту.
То состояние, в котором Вы сейчас находитесь - это не приговор, Андрей. Все можно изменить. И, судя по тому, через какой ад Вы уже прошли, Вы сможете это сделать. Успехов Вам, Андрей, если Вам будет нужно, я с радостью с Вами поработаю.