Периодическое заикание, вызванное сильным стрессом 7 лет назад.

Вопрос психологу:
Здравствуйте. У меня с 13 лет начались проблемы с речью. Мы с родителями переехали жить в другую страну, и после того как погостили у наших родственников летом в России, собрались уезжать. В аэропорту нас не пропустили, потому что возникли проблемы с документами, и у меня случилась очень сильная истерика. После этого моя мама заметила, что я начал заикаться, но мы не придали этому большое значение. Все началось именно с этого момента, раньше ничего такого у меня не было. Я попытаюсь описать полностью мою проблему, но это будет очень сложно. Это заикание, но у меня оно не всегда проявляется. Раньше я испытывал проблемы только с теми словами, которые начинались на букву "М", тогда как остальные слова я мог почти все говорить без проблем.Сейчас же я замечаю, что у меня не получается говорить слова которые начинаются на "П", некоторые на "Б", и редко другие. Я не обратился к логопеду, потому что, по моему мнению, это какой-то психологический барьер. Когда я заранее знаю, что скажу слово на сложную для меня букву, я начинаю "паниковать", и искать синоним, на букву которую сказать смогу. Когда же мне все же нужно это слово сказать, у меня сковывает горло. Однако самое странное это то, что в некоторых экстренных ситуациях, например когда я сдавал один устный экзамен в Университете, у меня как будто разом пропала эта проблема, и я произнес все слова абсолютно точно, как бы забывая о своей проблеме. Было ощущение, что мозг отключился, и я осознавал что могу произнести всё без проблем. Бывают случаи, когда я просто говорю какое-либо слово не задумываясь, и говорю его совершенно спокойно. Когда же я заранее знаю, что мне предстоит сказать, я понимаю сразу, что какие-то слова я сказать не смогу. Бывают такие моменты, когда я могу общаться совершенно спокойно, почти не испытывая никакого дискомфорта, иногда же мне общаться очень тяжело, потому что "сковывает" горло. Я часто говорю вслух, и когда мне попадаются слова, которые сказать не могу, я их все же произношу, с жутким заиканием, в то время как если я начну это слово сразу после этого повторять, я скажу его 20 раз из 20 без запинки. Такое же бывает, когда это слово скажет сразу до меня другой человек, я смогу его тут же повторить совершенно спокойно. В данный момент, мне сложно говорить почти все слова которые начинаются на "По", "Па", "При", "Пре, "Ба" , "Бу" и некоторые другие. Иногда я стараюсь сложное для меня слово делить на части, произносить не целиком слово, а по частям. Например сказать не "Я постараюсь", а "Япо стараюсь", и это бывает выручает меня. Когда же я хочу сказать фразу которая начинается с этой буквы, все намного сложнее. Я пробовал разные способы бороться с этим. Я учил скороговорки на проблемные буквы, больше общался, старался не думать об этом. Но проблема осталась, и я хотел бы ее решить. Из-за этой проблемы я чувствую себя не очень уверенно, это заставляет меня думать о ней еще больше, еще больше ошибаться, и еще больше чувствовать себя неуверенно, и так по цепочке. Я чувствую себя неполноценным человеком, и очень хотел бы ее решить.Сейчас я живу далеко от родителей, в общежитии, у меня не так много друзей с которыми я общаюсь, но они все же есть. Большую часть времени уходит на учебу, но все же стараюсь уделять хоть какое-то время спорту. Подскажите мне, пожалуйста, что я должен сделать, какие шаги предпринять, с чего начать. Может что-то изменить в моей жизни. Спасибо огромное заранее!
Автор вопроса: Антон Возраст: 20

На вопрос отвечает психолог Гладкова Елена Николаевна.
Здравствуйте, Антон!
О такой проблеме, как заикание написано множество книг, разработано множество методик для ее устранения. Но все они так или иначе сходятся в том, что данная проблема является больше психологической проблемой, особенно если не усложнена физическими проблемами.
Раньше, в прочем и сегодня можно столкнуться с распространенным мнение о том, что она является следствием стресса, связанного со страхом. Причем страх может быть, как определимый перед чем-то конкретным, так и безотчетный, объяснение которому сразу найти не удается.
В психологии причины заикания напрямую связывают со страхом проявить себя, высказать что-то, что по-влечет за собой наказание или ограничения, вплоть до лишения жизни.
Например, люди, пережившие страх, связанный со своим обнаружением кем-то враждебным, иногда настолько сильно «запрещали» себе даже случайно «подать голос», что в последствии имели проблемы с заиканием при произнесении речи. Или были случаи, что ребенок «не вовремя» обратился к кому-либо из взрослых значимых для него людей с какими-то вопросами, был резко одернут либо криком, либо телесным наказанием. После этого у него появляется бессознательная привычка отслеживать свою речь, на предмет никому ли она сейчас не мешает, что приводит к спазмам и нарушает ее плавность.
Подобное нарушение возможно еще также как следствие запрета, установленного самим человеком на то, чтобы не озвучить какие-либо плохие или опасные, с его точки зрения мысли по отношению к значимым для него людям, особенно если мысли носят агрессивный и разрушительный характер. Такой запрет может быть настолько сильным, что даже после того, как ситуация разрешилась, согласие между людьми было достигнуто, спазм, не позволяющий свободно изъясняться остается, приобретая некую «фобическую» структуру, т.е. проявляться только на определенные слова, или в определенных ситуациях. Понятно, что человек замечает такую свою особенность, включает ее в «зону своего пристального внимания», тем самым еще более укрепляя этот встроенный в бессознательное контроль за своей речью, вместо того, чтобы его ослабить и дать возможность речи течь спокойно и свободно.
Могу Вас обрадовать, Антон, что подобные явления сегодня очень эффективно лечатся комплексной работой, направленной на снятие внешних и внутренних запретов на проявление себя и отвлечение внимания от «очевидных» трудных мест для речи.
Если у Вас есть возможность поработать с психологом и логопедом совместно, то эта работа была бы очень продуктивной в Вашем случае, как мне видится.
Но даже если Вы сможете проделать самостоятельно работу над анализом возможных причин, которые вызывают такую реакцию и освоить некоторые дыхательные упражнения, которые позволяют расслабить систему, задействованную в речи, то Вы тоже достигните успехов.
Вы даже самостоятельно обратили внимание, что когда Вы не переживаете за правильность произнесенных слов даже в стрессовой ситуации, например, такой как экзамен, то все получается хорошо и без проблем. При этом Вы мало того, что отвлечены от контроля за функцией речи, Вы еще и уверены в том, что собираетесь говорить, скорее всего из-за того, что знаете материал. При этом Ваше сознание и Ваше бессознательное не пытается контролировать речь, ведь там нет ничего «запретного».
Для правильного дыхания и расслабления рекомендовала бы еще подключить упражнения из йоги. Они дают очень хороший эффект в работе с заиканиями.
И так, подведу небольшие итоги всему вышеперечисленному.
1. В Вашем случае наиболее вероятен вариант психологического развития заикания, связанного именно с запретом проявления себя.
2. Вам может помочь анализ возможных причин такой фиксации на контроле и боязнью такого проявления. Вы можете попробовать сделать это самостоятельно или совместно со специалистом.
3. Вам можно попробовать упражнения, которые снимают «зажимы» в дыхательном аппарате и контроле за речью. Наиболее приемлемые без специального сопровождения это дыхательная гимнастика, в том числе йога.
4. Начать всем этим заниматься Вы можете в любой доступный для Вас момент времени. Главное при этом это желание справиться с доставляющей Вам неприятность проблемой.
5. Можно в качестве дополнительного способа расслабления попробовать петь какие-нибудь сложные тексты, особенно если там встречаются сложные для Вашего сознания слова, или перед выступлением перед какой-нибудь аудиторией. Мало того, что это может быть забавно, так это еще и помогает правильной постановке дыхания, необходимой для произнесения слов.
6. Вам обязательно нужно работать над уверенностью в себе. Ведь именно она позволяет больше доверять самому себе, не обременяя психику дополнительными контрольными функциями за своим поведением.
Я больше чем уверена, что у Вас получиться восстановить плавность речи. Вы сможете говорить обо всем и в любой компании, не испытывая неудобства от заикания. А если когда-нибудь Вы вновь станете испытывать трудности в речи, то пусть эти трудности будут связаны только с приятными переживаниями и вызванными лишь приятными, например, любовными волнениями и придадут Вам больше шарма в глазах любимых Вами людей!
С уважением, Елена Гладкова