Хочу снова полюбить уединение.

Вопрос психологу:
Добрый день. Я стала неспособна находится одна. Меня очень это угнетает, т.к. довольно часто приходится быть в одиночестве. У меня есть парень, есть родные. Я не одинока. Но каждый раз, когда я остаюсь дома одна, я просто не понимаю что делать. Все мои увлечения сразу теряют смысл, я не хочу ничем заниматься. У меня падает настроение, я пытаюсь найти с кем поговорить или к кому пойти, лишь бы не быть одной. Чем дольше я нахожусь одна, тем хуже у меня появляются мысли. Иногда это просто страхи, иногда желание полностью все изменить в своей жизни (причем далеко не в лучшую сторону), совершить какую-то глупость и т.д. Раньше, буквально еще года 2 назад, я была рада лишний раз побыть одной. Я занималась любимыми делами, ни о чем не переживала, наслаждалась своим обществом. Я стала бояться одиночества, когда почти на протяжении года со мной никто не общался. Друзья разъехались по другим городам, мы стали все меньше и меньше общаться, у них появились новые знакомые. А те, что остались в городе, просто по разным причинам не находили времени хоть иногда со мной погулять. Тогда я стала много сидеть за компьютером, находила знакомых в интернете, смотрела фильмы, играла. Компьютер хоть не очень хорошо, но все же заменял мне общение. Но и компьютер сломался, починить его не было возможности. И вот я почти целый день просто слонялась по дому одна. Я понимаю, что можно было бы пойти в кино, в кафе, в музей, в парк и т.д., но здесь тоже проблема, т.к. я впадаю в дикую панику, находясь в местах, где много людей. Вернее впадала. Сейчас это уже не так выражено. Мне хотелось просто побыть в кругу своих хороших знакомых, пообщаться с друзьями. В то же время у меня появились трудности - обнаружили серьезное заболевание, близилась защита диплома (а я просто до дрожи в коленках боюсь говорить на публику). Конечно, родные меня поддерживали, но я чувствовала, что они переживают не меньше меня, и поэтому мне хотелось дружеской поддержки, непринужденного общения. Со всеми трудностями я справилась в итоге, но вот страх снова переживать то одиночество у меня до сих пор остался. Друзей, с которыми можно было бы погулять, отвлечься, у меня по прежнему нет. Вот только парень появился. И теперь каждый раз, когда он уходит по делам, я расстраиваюсь так, будто он бросил меня. Детство было нелегким, родители рано развелись, все, что я помню из их совместной жизни - это крики, ссоры, скандалы. Я осталась с мамой, она второй раз вышла замуж. Ее муж меня терпеть не мог, как и я его. Часто бил, унижал, высмеивал меня. Мама очень редко заступалась. И в детстве меня тоже часто оставляли одну. Я помню, как просыпалась ночью, включала свет и начинала плакать, видя, что они ушли. Мне было ужасно страшно, так, что я даже выбегала из дома среди ночи и сидела на улице, если было не холодно. Что мне сделать, чтобы снова научиться радоваться уединению? Ну или уж хотя бы не расстраиваться так сильно, как сейчас. Заранее спасибо за ответ.
Автор вопроса: Александра Возраст: 22

На вопрос отвечает психолог Роман Николаевич.
Добрый вечер Александра. Если выражаться научным языком, то ваше состояние называется — аутофобия. Аутофобия — это страх одиночества, боязнь быть покинутым. В некоторых статьях упоминается тот факт, что аутофобия — это психическое расстройство. Выделяют несколько степеней данного расстройства в зависимости от того может ли сам человек справиться со своим состоянием (легкая степень) или ему нужна помощь психотерапевта и медикаментозное лечение (тяжелая степень). Иногда аутофобия может проявиться в соматических нарушениях. Не стоит себя винить за данное состояние, ведь оно возникло не по вашей вине.
В Вашем рассказе Вы описываете достаточно много деталей, которые помогают понять суть проблемы. А именно, Вы и раньше переживали данное состояние, когда были совсем ребенком (как правило до 3 лет, но есть исключения). Вы указываете, что «Детство было нелегким, родители рано развелись, все, что я помню из их совместной жизни - это крики, ссоры, скандалы». Тем самым родители пренебрегали Вами, оставляли одну, отчим избивал. Через некоторое время изменилась ситуация - Вы подросли, появились друзья и небольшой круг знакомых, которые и явились «значимыми другими» для Вас. В этот момент произошло капсулирование травмы, так как образы памяти о нанесенной в детстве травме никуда не исчезли, они были вытеснены в Ваше подсознание. И самое главное, что они хранились там в латентном состоянии около 10 - 15 лет не давая о себе знать. Но вот произошла знакомая Вам ситуация — Вас опять оставили одну на долгое время. Вам пришлось вновь пережить не приятную для Вас ситуацию. Произошла реакция переноса поведения родителей на ваших друзей, парня и знакомых. Не важно по чьей вине это произошло. Теперь придется вновь справляться с данной проблемой.
Что теперь с этим делать?
Вам необходимо осознать, тот факт, что вы не один человек у которого есть данная проблема, так как это «болезнь» 21 века. В силу того, что родителям не всегда хватает времени на полноценное общение с детьми, по разным причинам (работа, супружеские проблемы, социально - экономические проблемы и т. д.) также как его и не хватило на Вас. Осознайте то, что каждый человек экзистенциально одинок в этом мире, так как приходит в этот мир один и один этот мир покидает. Примите это как данность.
Для снятия же симптомов данного «расстройства» (пишу в кавычках, так как не считаю данное состояние расстройством) Вам необходимо выполнять достаточно длительное время и систематические определенные техники (надо оговориться, что намного будет лучше, если Вас будет сопровождать в этом плане врач-психотерапевт или психолог владеющий методами поведенческой или когнитивно-поведенческой психотерапии). Но для начала ответьте на вопросы, от чего конкретно вы хотите избавиться — от тревоги, панических атак, боязни одиночества, страх выступить перед публикой? И что эти состояния для вас значат, как они выражаются? Можете ли вы их почувствовать/идентифицировать? В каком месте?
1-я техника - парадоксальная интенция: Буду приводить пример на тревоге. Попробуйте понять, где эта тревога находится: голова, живот, руки, ноги. И постарайтесь максимально усилить это состояние, мысленно говоря себе: «Сейчас я постараюсь максимально тревожиться, ведь я осталась опять одна! Мне уже не хорошо мне страшно, сейчас мне будет еще страшнее, мне будет так страшно и тревожно, что никому еще так не было...» И важно в этот момент, если у вас дрожь на ногах к примеру, постарайтесь как можно сильнее вызвать данную дрожь, проще говоря по трясите руки, ноги, тем самым пытаясь вызвать дрожь, при этом говоря себе: «Мне очень страшно, я испытываю такую сильную тревогу, что уже трясутся ноги/руки...» и т. д. Вы увидите через считанные минуты, что в общем нет ничего страшного, тревога исчезла. Возможно Вы спросите себя: «А чего я собственно говоря боялась?».
2-я техника — систематическая десенсибилизация. Суть в том, что если вы боитесь остаться одной/ в уединении. То в один день необходимо специально попробовать остаться одной на 30 минут, даже если возникает тревога. Завтра уже остаться 35 минут, после завтра 40 минут. И через 2-3 недели вы заметите как можете остаться в уединении около 2 — 3 часов без паники и тревоги. При этом (крайне важно!) себя подкреплять, чем-либо (что вам больше нравится. К примеру, вкусная еда или мышечная релаксация).
Выберите, одну из этих техник и систематически их используйте, хотя бы несколько недель. Но опять же данные техники желательно использовать под контролем врача или психолога. Если данные техники не помогут через некоторое время рекомендую обратиться к врачу-психиатру или к медицинскому психологу.
Общие рекомендации:
1) Старайтесь чаще выбираться «в свет». Не сидите за компьютером, просто так, если не работаете за ним.
2) Заводите новые знакомства. Чем больше будете практиковаться знакомиться, тем в меньшей степени будет боязнь, как вы писали: «Выступать публично»;
3) Найдите любимое занятие, хобби; очень помогает спорт — плаванье, бег, занятие в тренажерном зале и т. д.
Я думаю, что данные техники и рекомендации помогут Вам заново «научиться радоваться уединению».
Удачи.