Как научиться доверять людям и ценить себя?

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Меня зовут Татьяна, мне 19 лет, учусь на факультете журналистики. Проблем и тараканов в голове у меня много, но расскажу об одной из них, которая волнует меня больше всего. Мне уже идет 20 год, а у меня до сих пор не было серьезных отношений. Одноклассницы уже замуж выходят , заводят семью, я конечно пока не хочу замуж, но это уже начинает угнетать. Не то , чтобы я им завидовала, просто хочется меть близкого, родного человека рядом. Кажется, у меня заниженная самооценка. Я стройная блондинка , часто получаю комплименты от всех, но почему то в это не верю. Одно плохое слово обо мне может подорвать веру в себя... Хотя, последнее время с возрастом замечаю что это проходит. У меня были отношения, но все обрывала я. Приведу примеры из жизни. В 10 классе со мной в школе учился симпатичный, успешный парень. Мне он не то что бы нравился, ну так думала он крутой. Ловила себя на мысли, что он на меня такую неказистую никогда не посмотрит. Потом мы вместе поехали в поездку и оказалось я ему очень нравлюсь . Мы встречались месяц, меня все очень бесило в нем, вечные шутки и вообще все. Хотя он заботился обо мне , говорил что любит. Потом я его бросила, он говорил что не переживет, но как я и думала, через месяц нашел себе другую. Я из за этого потом начала переживать, думала вдруг упустила свое счастье, но это уже другая история. Потом сразу после этого я начала встречаться с другим парнем, от скуки, он меня реально любил. Мог приехать ко мне через весь город и весь вечер стоять под окнами.Такая навязчивость тоже меня конечно бесила. Я была в поисках идеала, думала могу найти лучше, бросила и его , он очень страдал. Потом у меня было еще много свиданий и знакомств с парнями, в основном всегда я думала, что ему не понравлюсь, нравилась,а потом все почему то шло не так, то ли мне надоедало, то я сильно мозг выносила. Читала где то , что на отношения с парнями влияет общение в детстве с отцом. У нас были нормальные отношения, папа был строгий, но справедливый, я вроде чувствовала что он меня любит, но он это никогда не показывал, никаких нежностей, объятий, ничего. Сейчас ничего не изменилось, мы живем вместе но почти даже не разговариваем. Еще один эпизод из моей жизни, в 13 мне нравился мальчик, старше меня. Мы просто переписывались по аське, но в итоге он меня отверг выбрав другую. Вроде бы ничего страшного, но из за детской впечатлительности я очень переживала это тяжело, мне кажется это свой след оставило. Апогея всех неудач в моей жизни : Недавно, этой весной, я начала общаться с парнем, который был на 4 года старше меня, он мне казался очень, очень крутым и классным, красивым успешным. Вот тут я точно никогда бы не подумала что я ему нравлюсь, и когда он сказал что нравлюсь я очень сильно удивилась и обрадовалась. Мы встречались два месяца, я летала просто как на крыльях, такого чувства испытала первый раз. Но потом, он неожиданно без объяснения причин перестал со мной общаться. Возможно еще не забыл свою бывшую, которая его недавно бросила. Я очень переживала ,и переживаю до сих пор, можно сказать переосмыслила всю жизнь.. А вдруг я никогда не буду счастливой? Всегда хотелось найти партнера старше, круче, статусней меня, чтоб он тянул меня вверх. Сейчас понимаю что это не главное. Смотрю на парочки и не представляю себя на месте девушки, которую любят, заботятся, не представляю за что меня можно любить. Парни которые мне не нравятся часто мне предлагают отношения, но меня они не интересуют. А те которые нравятся, либо не обращают внимания, либо еще что. Уже потеряла веру в любовь и счастье. Пожалуйста помогите мне, как измениться и полюбить себя?
Автор вопроса: Таня Возраст: 19

На вопрос отвечает психолог Лелюк Алина Владимировна.
Татьяна, здравствуйте!
Начну с вопроса на который хотелось бы услышать ответ – что в Вашем понимании серьезные отношения? У Вас ведь были встречи и отношения с парнями? Они были не серьезные? Почему? Какие у Вас критерии серьезности отношений?
«У меня были отношения, но все обрывала я» - это нормально – выбирать. Иногда, чтобы найти свой идеал, нужно пройти мимо множества не идеалов. Если цепляться за каждого, то к своему идеалу можно и не дойти. Возможно, это все были не Ваши люди. Поэтому и не складывалось.
Или Вы не по тем критериям выбираете. «Всегда хотелось найти партнера старше, круче, статусней меня, чтоб он тянул меня вверх» - каким еще он должен быть? Добрым и тихим или наглым и кипишным? Нежным и заботливым или сдержанным и рассудительным, как папа? Какие у него могут быть увлечения, чтобы это было интересно и Вам? Как бы Вам хотелось проводить с ним время – каким он должен быть? И так далее…
Таня, пропишите себе на листе бумаги черты человека, с которым Вам было бы хорошо. Помимо статусности и крутости есть ведь еще целый ряд необходимых характеристик, без которых ну никак не обойтись. Пропишите себе это детально.
Прокрутите получившийся образ в голове, Вам будет хорошо с таким человеком? Или нужно еще что-то добавить, а что-то и убрать? Не упускайте мелочей. Дописывайте все, что как Вы чувствуете и как Вам хотелось бы, чтобы было у Вашего мужчины.
«просто хочется меть близкого, родного человека рядом» - для чего? Что Вы будете с ним делать? Как он будет относится к вам? Как Вы к нему? Рядом – это как? Подумайте над этим тоже. Сколько времени Вы готовы с ним проводить? Сколько хотели бы, чтобы он уделял Вам времени? Близкий и родной – это какой? Каким он должен быть, чтобы стать Вам близким?
Танечка, когда у Вас в голове будет точная и ясная картинка, то Вы не будете обращать внимание на то, что изначально не подходит по большинству критериев.
Действительно, на отношения с мужчинами влияют отношения с отцом. «папа был строгий, но справедливый, я вроде чувствовала что он меня любит, но он это никогда не показывал, никаких нежностей, объятий, ничего» - Таня, возможно именно поэтому Вас напрягают разного рода навязчивости со стороны парней? Точнее – Вы это воспринимаете, как навязчивости?
Вы сами умеете выражать свои чувства к мужчинам? Или ведете себя так же, как и с папой? Сдержанно, без нежностей и объятий? Если так – то подумайте о том, что многим эти самые подтверждения любви нужны. Учитесь выражать свои чувства и показывать эмоции. Это очень важно в отношениях. На эту тему есть хорошая книга - Адам Грант «Брать или отдавать». Рекомендую почитать.
«Кажется, у меня заниженная самооценка» - над этим можно и нужно работать. Часто ли Вас хвалили родители в детстве? Или чаще ругали? Откуда неверие, что Вас можно любить и есть за что? Вы сами себя хвалите?
Есть чудесное упражнение «Зеркало». Каждый вечер перед сном подходите к зеркалу и говорите: «Я люблю тебя, Танечка, за то, что ты сегодня…(перечисляете все, что сделали за прошедший день. Сделали очень хорошо и просто хорошо. Даже за то, что просто сделали). Завершаете фразой «Я тебя очень люблю» и улыбаетесь своему отражению.
Даже проходя мимо любых зеркал в течении дня – улыбайтесь себе, подмигивайте. Мысленно называйте нежными именами. Упражнение нужно делать не менее 21 дня. Это хорошо повышает самооценку.
Таня, заведите дневник достижений. Фиксируйте там все свои маленькие и большие ежедневные победы. Мы ведь каждый день делаем массу разных дел и поступков. И то, что умеем делать, что не любим, а что-то делаем в первый раз. Записывайте все, что получилось хорошо и отлично. Ежедневно. Когда будет казаться, что Вас не за что любить – открывайте и перечитывайте. Таким образом Вы будете убеждаться в том, что Вы ценный и стОящий человек.
Можете поискать в интернете книги или видео на тему повышения самооценки. Я бы рекомендовала Р. Полетти и Б. Доббс «Самооценка. Основное благо», Д. Престон «Повысить самооценку. Как?». Полистайте и найдите то, что Вам подойдет.
Танюша, если самостоятельно будет сложно самой с собой разобраться и вдруг полезут и «другие Ваши тараканы» - обратитесь к психологу. Вдвоем со специалистом Вы гораздо быстрее со всем разберетесь. И это будет гораздо более эффективно, чем ответ на Ваше письмо. Потому что даже в процессе написания Вам ответа у меня возникло больше вопросов, чем ответов) Нужна будет помощь – обращайтесь. Я провожу консультации в живую и дистанционно в скайпе.
Таня, когда Вы сами поверите, что Вас есть за что любить и будете точно знать, какого именно мужчину Вы хотите – он обязательно появится в поле Вашего зрения. Главное – чтобы Вы были к этому готовы.