Тяжело лажу с людьми. Я из дисфункциональной семьи.

Вопрос психологу:
У меня большая проблема. Я плохо лажу с людьми. Мне проще сразу разругаться с человеком, чем долго сохранять с ним хорошие отношения. Несмотря на это я общаюсь с двумя моими "друзьями". Оба они инвалиды. Они очень разные, но я нахожу темы для разговора с ними. Пусть даже им мне нечего рассказать, тем не менее как-то у нас завязываются короткие беседы. Но мне с ними неинтересно. У нас разный образ жизни, интересы. Да и вообще я очень редко встречаюсь с одним из них. У него куча отговорок, чтобы не тратить свое время на встречи. Я чувствую необходимость быть в коллективе. ВООБЩЕ мне НЕ важно, что это будут за люди, главное - это не быть одному. Так я поступил в ВУЗ. Там ребята младше меня лет на 5-6. И я понимаю, что нам с ними не о чем говорить. Меня это отталкивает. И я не хочу больше находиться среди них. Я чувствую себя не в своей тарелке. Вчера принял решение перевестись на заочное и уехать в деревню. Я осознаю, что так к лучшему ничего в жизни не изменю. Почему так происходит? Я думал об этом. У меня дисфункциональная семья. Были скандалы с пьяным батей на протяжении 18 лет. С ним вообще невозможно вести диалог - он сноб. Родители ни с кем не общаются (даже с дальними родственниками). В школу ходить я никогда не хотел, мне было неинтересно выполнять рутинную работу, потому что я мечтатель. В школе меня гнобили, смеялись надо мной за то, что я делал много глупостей: опаздывал, плохо отвечал на вопросы учителя, задавал много тупых вопросов сверстникам. А пристала ко мне всего одна девочка и постоянно меня обзывала, а я относился к этому так: трогать ее нельзя, да и вообще она неправа и сам считал то, что она говорит, смешным. Я смеялся сам над собой! Я не признавал проблемы. А сейчас я понял, что проблемы действительно есть, и более того, я осознал свою вину - у меня в душе все перевернулось. Я ведь понимаю, что выяснять отношения со своими родителями бесполезно - они не признают свою большую вину, потому что, может быть, они воспитывали меня, как могли, а в остальном их поведение было простым проявлением их характера. Но понял я одно - мы разные люди. И вообще, мне трудно многое дается - я стал нервным, издерганным. У меня, как я перенервничаю, дергается правый глаз. Мне стыдно за свое поведение. Мне 23 года. Какой помощи я жду? Наверное, простого понимания моей ситуации. Ну и что делать? Сергей.
Автор вопроса: Сергей Возраст: 23

На вопрос отвечает психолог Уразаева Лидия Валерьевна.
Здравствуйте, Сергей.
Похоже, что человек вы неглупый, добрый, совестливый, только с социализацией у вас не ладится - и именно это и создает диссонанс. Будь вы злобным, или глупым, или плохим - было бы понятно, почему в общении проблемы. А так ведь всем хорош, а с социальными связями проблема. И вот тут возникает сладенькое такое искушение - если я не виноват, а проблема есть, то должен же быть кто-нибудь виноват - и мы начинаем винить родителей, учителей, друзей, школу, ВУЗ, страну... В то время как мир является только отражением нас самих.
Что делать, если это отражение нам не нравится?
"Истина настолько проста, что за нее даже обидно" (с).
Начать идти по пути изменений. Вы это знаете - и даже каким именно путем пойти, и какие шаги предпринять - хотя иногда и не осознаете этого знания. Только для того, чтобы достичь цели, придется постараться. Не отмазываться фразами "ну просто я мечтатель", "я не могу быть другим, я же с вечно пьяным отцом жил", а начать брать на себя ответственность - а другим людям отдавать благодарность.
Родителям - за жизнь, ум, образование, за модель "как не надо", за то, что не сдали в дет.дом - хотя могли, за выживание в 90-е - ведь тогда было очень нелегко прокормить ребенка, за свои способности и склонности, за возможность видеть и слышать, за те, быть может редкие, но от того еще более ценные, минуты радости и заботы, которые у вас были...
Своим друзьям-инвалидам - которые вас принимают, создают для вас компанию и поддержку, и ощущение нужности и востребованности, и доверяют вам, и могут быть с вами откровенными...
Самому миру - за его бесподобные рассветы и закаты, за чудеса жизни...
Вылезти из потребительской позиции и перестать себя жалеть - и делать что-то для укрепления своих способностей к выживанию и конкуренции: пойти на тренинги по риторике или боевым единоборствам, заняться дома атлетикой или подключиться к волонтерской организации, чтобы учиться общаться и что-то делать руками...
Просто прекратите себя жалеть и начните действовать - стараться изо всех сил, выкладываться на полную катушку - и тогда видеть результат, которого вы по-настоящему достойны, который радует и заряжает. Надо просто поверить в себя. В вас безграничный потенциал, а жалость к себе его обнуляет. Не надо так. Позвольте себе Жить всерьез. Это в ваших силах.