Как повысить мотивацию ребёнка к учёбе?

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Сын учится в 5 классе, проблемы с учёбой. Ему лень или неинтересно делать уроки! Пошёл в школу ровно в 7 лет, читать и писать не умел. С первого класса была программа - "галопом по европам" я её называю. Кусками, толком ничего не разбирая, а моему надо всё "разжёвывать". В результате появились двойки, пропал интерес к учёбе, стал раздражительным, плаксивым, вредным, нервным. Тянет с уроками до вечера, сто раз напоминаем про уроки, сто раз ответ: ну сейчас, ну подожди, ну что ты ко мне пристала! И нервничает! Два года назад поменяли школу, сначала стало лучше, там программа другая, и учитель замечательная, но всё портил почерк. Почерк очень плохой, за 8 занятий с репетитором поставили ему хороший почерк, хватило на полгода, и опять ничего не разобрать. И даже вроде как желание появилось, мотивация к учёбе- после занятий с репетитором, но быстро прошло, месяца через два- три. Всё это время я делаю с сыном уроки, не постоянно конечно, к 5 классу совместные уроки почти сошли на нет, осталась только помощь в сложных моментах. Но оценки так и остались плохие,в четверти почти все тройки (некоторые с натяжкой), несколько четвёрок и одна пятёрка.Учителя вызывали в школу, говорили - мальчик способен учиться на 4 и 5, но очень сильно ленится,другими словами - нет мотивации. Лень даже дома делать уроки, мне врёт, что сделал, если не проверю, значит завтра будет опять двойка, потому что окажется, что или ничего не сделал, или неправильно - от невнимательности и рассеянности. Устала бороться с плохими оценками, потому что это надо, видимо, только мне. Недавно "докатились" до комиссии по неуспеваемости. И что? Ребёнок совсем не испугался. Продолжает "филонить". Я заметила, что угрозами его не пронять, не заставить. Только по-хорошему, но только если он сам захочет, а он не хочет. Вот такой вот замкнутый круг. Если хорошо потрудимся над уроками, и получит пять, очень радуется. Но если что-то не получается, психует моментально. Папа может с сыном уроки делать примерно раз в неделю, и то - может объяснить и дальше телик смотреть, если что, " по шее сейчас получишь, иди пиши"...Как нам выйти из этой ситуации?
Автор вопроса: Татьяна Возраст: 35

На вопрос отвечает психолог Леонова Татьяна Александровна.
Здравствуйте, Татьяна. Я прекрасно понимаю, как вы переживаете и боитесь за своего ребенка. Но ему больше всего сейчас требуется ваша моральная поддержка. У вас впереди есть целое лето для того чтобы наладить контакт с ребенком. Проблема школьной мотивации заключается в том, что сам ребенок не понимает, зачем ему нужно учиться. Дети не видят перспектив будущего, поэтому любые слова о тяжелой работе через много лет, для него лишь звук. Мы ходим на работу и понимаем зачем это нам. 80% людей работают для того чтобы получить зарплату, 20% потому что им нравится их работа. В случае детей все так же. Лишь у небольшого количества детей сформирована учебная мотивация. А ее отсутствие приводит к дезадаптации в школе. Как же выражается «зарплата» за учебу. Это ни в коем случае не деньги и не награды, это ваша любовь и признание. Я понимаю, что вы радуетесь его успехам, но как вы реагируете на его ошибки? Ведь если ребенок живет в состоянии давления от уроков, то весь интерес и желание у него отмирают. Здесь нужно выстроить четкую линию и развить у него интерес к диалогу и размышлению. Например, когда вы делаете уроки, не стоит ругать его за ошибки, а постараться призвать его к тому, чтобы он сам нашел их или доказал правильность своих доводов.
Кроме того остаются открытыми следующие вопросы:
1. Играет ли сын в компьютер или планшет? Если да, то как много времени это занимает? К сожалению, при всей огромной роли и возможности технологий, на ребенка они действуют ужасно. К тому же те игры и видео, которые смотрят современные дети….
2. Есть ли область, в которой ребенок успешен? Все что угодно, от футбола, до кулинарии. У ребенка должно быть то, где у него будут видимые достижения.
3. Вы писали о проблемах с почерком, что вам по этому поводу сказал репетитор? Обращались ли вы на очные консультации к психологу? Ходил ли ребенок к логопеду? Были ли логопедические проблемы?
Татьяна, для того чтобы ребенок хорошо учился, ему требуется принятие и поддержка в стенах дома. Он должен понимать, что его принимают любым. Вы уже заметили что ваша «битва» ни к чему не ведет. Он уже взрослый мальчик и вполне понимает взрослый язык. Попробуйте поговорить с ним, определить чего он хочет, почему ему сложно учится. Обратитесь к школьному психологу. Ведь если он радуется пятеркам, значит, хочет их получать, но не может. Здесь могут быть не только проблемы мотивации, но и внимания, памяти.
Удачи Вам