Дочка 12 лет не хочет ходить в школу, придумывает разные отговорки.

Вопрос психологу:
У нас большая семья (6 чел): бабушка, дедушка, муж, я и две дочери 8 и 12 лет. С мужем мы живем уже 12 лет, бывало всякое и ссорились и мирились, впрочем как и в обычных семьях, детей любим. Последние полгода я стала замечать что дочь (старшая) очень часто говорит о том, что у нее нет подруг, и одноклассники не такие, и все ее обижают. В основном она общается с одной одноклассницей, и то часто ругаются. После летних каникул я думала, что все образуется, она отдохнет от школы и все будет нормально, но уже через неделю после начала учебного года, она сказала, что не хочет идти в школу, что девочки не хотят с ней дружить и всячески обзываются. Я спросила, почему так, может она в чем то виновата, но ответ был неопределенный. Я пошла в школу, к классному руководителю, она сказала, что понаблюдает за поведением всех девочек и моей дочери. Через неделю вроде все утихло, жалоб больше не было, классный руководитель сказала, что все дети ведут себя вполне нормально. И через 5 дней опять слезы и "в школу не пойду", на что я ее успокоила, сказала, что бы она с ними не общалась и не обращала внимания. Я стала ходить на занятия, присматриваться к девочкам, как они общаются. В классе есть девочка-лидер-отличник, и со стороны видно как она руководит девочками, которые с ней дружат. Моя конечно, учится плоховато и особых желаний у нее нет. Как мы с ней не говорили, просили, объясняли, что учиться надо, никакого результата. К тому же я начала замечать, что она придумывает, что у нее что то болит, то голова, то живот и т. д., и врет что сделала уроки. Я ей объяснила, что я ей перестану доверять, если она будет меня обманывать, не кричала, говорила спокойно. И тогда она прибила себе пальцы правой руки (это мне лично сказала одноклассница, которую она просила, что бы та ей наступила на руку, на что она отказалась), в надежде, что ей наложат гипс. Я была очень возмущена, немного наказала ее (запретила компьютер и прогулки). Но она не очень то и расстроилась. Как с ней говорить и вести себя - не знаю...
Автор вопроса: Елена Возраст: 31

На вопрос отвечает психолог Кондаурова Ксения Вадимовна.
Здравствуйте, уважаемая Елена. Если говорить о семье, как о семейной системе, то поведение одного из членов семьи, каким бы оно не было, является симптомом какой-то проблемы и имеет изначально положительное намерение для функционирования всей системы. Поэтому в разговоре о Вашей дочери, очень важно понимать, что произошло полгода назад, когда начались эти жалобы, когда у ребенка появилась апатия и как эта ситуация влияет на всю семью в целом,в частности на другую дочь.
Дочь обращается к Вам за поддержкой - это очень хорошо, не обвиняйте и не давайте оценку ее поведению. Но, тем не менее, наблюдайте за ней. Если она склонна к обманам и апатии, не может ни с кем найти общий язык, просит, чтобы ей причинили увечье, дети могут расценивать ее поведение, как "странное". А подростки не любят тех, кто выбивается из общей массы.
На самом деле, меня очень обеспокоила история с тем, что она перебила себе пальцы. Это не типичное поведение ни для взрослого, ни для подростка. Чтобы пойти против инстинкта самосохранения и причинить себе боль, у человека должны быть очень серьезные причины. Простого желания не делать уроки или избежать контрольной недостаточно. Плюс она придумывает себе болезни. Это все может привести к развитию психосоматики. Кроме того, подростковый возраст только начинается. Если сейчас не разобраться с проблемой, что может случиться дальше, Вы и сами понимаете.
Елена, я не стараюсь Вас напугать, но дело в том, что Ваша дочь о чем-то Вам кричит. Я сама много работаю с детьми, поэтому понимаю, как важно не игнорировать то, что они хотят сказать. Поэтому вам нужно услышать, ее, пока контакт между Вами еще есть. Необходимо отвести ее к детскому психотерапевту. Компетентному. В конце-концов, оценки - это дело десятое. А вот если она заработает невроз, жить ей будет непросто. Со специалистом Вы проговорите и ее отношения со сверстниками, и неуверенность в себе,и апатию, и тенденцию к самоистязанию.
Но самое главное, будьте с ней, будьте на ее стороне. Ее поведение говорит о том, что ей плохо и тяжело. Вы и так сделали уже немало: пошли в школу, наблюдали, говорили с учителем. Теперь самое время идти к школьному психологу или соц.педагогу. Пусть они проведут диагностику межличностных отношений в классе и, если Вашу дочь действительно притесняют, пресекут это. Вы, в крайнем случае, даже имеете право пойти к директору, ведь конституционные права Вашего ребенка нарушаются в его учебном заведении.
Успехов Вам, Елена, сил и терпения!