Сын плохо учится в школе.

Вопрос психологу:
Добрый день, уважаемые психологи! У нас полная семья из 4 человек: муж, я, сын 16 лет и дочь 11 лет. Семья среднестатистическая, дети ни в чем не ущемлены, т.е. имеют все условия к комфортному существованию. Мы с мужем имеем высшее юридическое педагогическое и экономическое образование. Но даже в такой семье возникают серьезные проблемы. Сын пошел учиться в десятый класс для дальнейшего поступления в университет. Два месяца с начала учебы мы наблюдали картину ничего неделания. Сын врал, что делает уроки, пока мы на работе, а сам сидел во вконтакте и компьютерных игрушках, рассказывал нам о хороших оценках и своих успехах в школе, которых и не бывало. Спустя два месяца учебы нас вызвали в школу и сказали, что наш сын не выполняет домашних заданий, не готовится к урокам, иногда пропускает их и готовятся документы к его отчислению. Мы с мужем спросили о планах сына, может они у него изменились? Сын говорит, что в его планах закончить одиннадцать классов и поступить в университет. Тогда мы включили все рычаги воздействия на сына (отключили от компьютерных игрушек, забрали все средства связи, разговаривали, внушали, ругали, снова разговаривали, помогали, разъясняли), но поняли, что учеба нужна больше нам, а не сыну. Долги гасит из-под палки, когда сидишь и полностью его контролируешь, на метр отойдешь и он снова в переписке со сверстниками, ничего не хочет, не понимает, что это нужно ему, а не нам. Очень скрытный, ничего не рассказывает, говорит, что все у него хорошо, никаких проблем! Проблемы только у нас, что он не хочет ничего делать! Хотя дома по хозяйству помогает, и на танцы, и к репетиторам ходит, а учиться не хочет. Умный, талантливый мальчик, но большой лентяй! Его будущее рушится, а он хоть бы хны! Подскажите, пожалуйста, как нам поступать, что говорить ребенку, как его настраивать на учебу, на результат, как его стимулировать? Ведь он должен понять, что образование нужно в наше время и его задача учиться в этом возрасте! Очень надеюсь на вашу помощь и совет.
Автор вопроса: Юлия Возраст: 38

На вопрос отвечает психолог Летучий Игорь Анатольевич.
Юля, здравствуйте. Такие ситуации не редкость. Вы уже много говорили и все правильно делали, но сын пока до конца не осознает для чего ему нужна учеба в школе. Сын говорит правду, что он хочет поступить в университет, но он может думать, что как только ему надо будет, то все досконально выучит, так все свои дела отставит и за небольшое время подготовиться к поступлению, а сейчас он живет в свое удовольствие. Вам он ничего не говорит, так как сами понимаете, не хочет слушать Ваших обоснованных разговоров, почему надо учиться..., поверьте он и так все понимает.. Важно знать выбрал ли сын предполагаемые специальности для поступления, нравятся ли они ему или же Вы ему предложили, а он согласился, так как ему все равно..., где учиться и на кого.. Если пока у него нет четкого представления, на кого он будет учиться и самое главное, ему не будет нравится потенциальная работа, то результата положительного не будет и в университете, все будет повторяться, но уже в университете не проконтролируешь так как в школе... Важно знать, будет платное поступление или Вы планируете на бюджет? Может он знает, что все равно поступит на платную форму обучения и у него нет мотивации к учебе?
Считаю, что лично Вам надо поговорить с сыном и начать в начале обсуждать не саму учебу в школе, а выбор специальности, услышать его мнение по этому поводу. Делаю акцент на том, что НАДО, ЧТО БЫ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ НРАВИЛАСЬ и ПОТЕНЦИАЛЬНАЯ РАБОТА, если мотивация будет только предполагаемая высокая зар плата, то это путь в никуда..., если это так, то обязательно надо пересмотреть взгляды по поводу будущего, учитывая желания парня. Когда услышите мнение сына, то можно пройти специальные тесты, что бы определить его способности к выбранной специальности. Вы уже очень много говорили, что надо учиться, но..., он Вас не слышит... Периодически надо доносить, что надо учиться, НО НЕ НЕСКОЛЬКО РАЗ НА ДЕНЬ, так как он уже к этому привык и когда Вы ему в очередной раз говорите, что НАДО, он скорей всего соглашается во всем, но одновременно думает о другом... Надо Вам с мужем, набраться терпения и понимать, что за один - два разговора, проблема не решится.., но с этим можно жить, если не драматизировать ситуацию. С сыном ведите себя корректно, находите обоюдные интересы, хвалите его за даже не большие успехи, но контроль должен быть, по чаще интересуйтесь у учителей, как он учится, есть ли прогресс. Важно разработать четкую систему мотивации. Если ничего не сделал, то никакого компьютера и других развлечений, не идти на любые компромиссы, пока не исправит ситуацию, действовать по принципу "меньше слов, больше действий" Многие повторяют типичные ошибки : поругали - школьник выслушал - потом наобещал, что хочется услышать родителям и... все делает то, что ему хочется, родители даже его пожалели, "растаяли" перед очередными обещаниями сына...
Если же выполнил все домашние задания, получил хорошие оценки, то можно выделить в разумных пределах время для его интересов. Если сын привыкнет УЧИТЬСЯ, со временем ЧЕТКО ОСОЗНАЕТ ДЛЯ ЧЕГО ЭТО ЕМУ, будет поступать на любимую специальность, то все будет хорошо!
От всей души, желаю Вам - Успехов и всего самого наилучшего!!!!