Как уход из школы, из 1-го класса повлияет на ребенка?

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Меня зовут Анна, мне 33 года, и у мня есть сын 6 лет 10 мес. (в январе 2010 родился). Мы с мужем, бабушками до 28 августа думали и решались отдавать ли ребенка в 1-й класс. В детском саду воспитатели настаивали на том, что нам пора идти в 1-й класс. Когда я стала говорить все доводы против (что еще мал, за себя не может постоять, детство пусть подольше будет) они со мной согласились, и заведующая тоже говорила пусть еще в детский сад походит. Тестирования нам не провели, сославшись на закон, который отменяет тестирование в детском саду. Я съездила в клинику к платному психологу, который нам дал заключение, что ребенок проявляет интерес и т.д., в общем собственно умственно не плохо, только психологически не готов. Порекомендовала не вести в этом году. Учительница же, с которой занимался мой сын в школе по подготовке к первому классу. Утверждала, что если ребенок не пойдет в этом году, то в следующем ему будет не интересно. Мол он на лету все схватывает, самостоятельно делает задания, считает в уме и пишет (с письмом поработать надо), читает, дома не заставляйте даже читать, он хорошо читает. Бабушки разделились во мнениях. Одна "против" школы, другая "за". Мы с мужем на распутье, в итоге все решил ребенок. Заявил я иду в 1-й класс и точка. Хотя спрашивая его и говоря все перспективы сада и школы, он тоже "то иду" ,"то не иду". Но в конце концов поставил точку. В общем отдали мы его в школу. Теперь у меня дикие угрызения совести, что на такие муки обрекла ребенка. В школе 7 уроков вместе с дополнительными 2-мя. Уроки выполнять дома нет желания вообще. Ответственности соответственно нет, переживания за написания тоже нет. Лишь бы быстрее написать и в одной тетради, желательно без черновика. Полное безразличие и нежелание что либо делать в отношении уроков. Стал жаловаться по прошествии почти трех месяцев и то когда уже в сотый раз спрашиваешь каждый день "Как в школе дела, тебе нравится там? Что было на завтрак, обед?" На все вопросы изначально звучал ответ "не помню, спроси у учителя". Теперь же может сказать кто и как его хватает из детей, рисуют ему в тетради, он несколько раз дрался. Папа придерживается мнения, что в эти конфликты не стоит вмешиваться, так же как и ода из бабушек, пока ничего такого не случилось. Я же вся уже извелась, что нужно поговорить с учителем. Собственно говоря это совсем не дело, в основном один и тот же мальчик его донимает. Сын стал раздражительным и стал часто зевать не в полный рот, а как бы нарочно и в течение дня, утра и вечера, искривляя нижнюю челюсть, как бы выдвигая вперед (за 10 минут может 5-7 раз зевнуть, а то и больше искривляя нижнюю челюсть). Разговаривала с учителем, она заметила, что он в течение нескольких дней стал раздражительным. Она против того, чтоб мы уходили, говорит, что он все понимает, на все вопросы отвечает, все решает. Да и потом это какая то сложная процедура и без хитрости умственно здоровому ребенку без диагноза не уйти. Я так полагаю. Все же какая то лазейка должна существовать. У меня уже вся душа и сердце истерзались, виню себя и мучаюсь каждый день, съедаю изнутри всю себя, задаюсь вопросом "Зачем, я - мать, обрекла на такие муки ребенка, отдав раньше времени в школу!? Стоит ли забирать ребенка при таких обстоятельствах из школы, чтоб переждать время, продлить детство сына, хоть и поздновато опомнились родители, пойти в следующем году снова в 1 класс, но уже в другую школу и в другом городе, т. к. планируем переезд. В детский сад мы уже конечно не вернемся, если уходить, но посещать какие либо кружки. Как уход из школы повлияет на психику "дошкольника-первоклашку"?
Автор вопроса: Анна Возраст: 33

На вопрос отвечает психолог Лелюк Алина Владимировна.
Анна, здравствуйте!
Первое сентября – стресс не только для ребенка, но и для его родителей. Как ребенок будет адаптироваться к школе зависит не только от его психологической, физической и эмоциональной готовности. Этот процесс напрямую зависит еще и от поведения родителей. То есть, к школе должен быть готов не только ребенок, но и его родители. Возможно, именно Вы оказались к этому не готовы.
Возраст, когда детки идут в первый класс – 6,5 – 7 лет. Да, Вы могли бы пойти через год. Но, что сделано – то сделано. Аня, дать 100% прогноз, как уход из школы может отразиться на психике Вашего ребенка я точно не смогу. Никто не сможет. Потому что все очень индивидуально. И во многом будет зависеть от Вашего поведения, настроя и обращения с сыном. Есть вероятность, что второй раз в первый класс отправить его будет гораздо сложнее. Тем более, что уходить Вы собрались не из-за болезни. Это было бы гораздо проще объяснить потом ребенку. Продление детства, о котором Вы говорите, будет очень коротким. А в будущем, если его один раз забрали из школы, ребенку будет не понятно, почему он опять должен туда ходить. Почему нельзя снова все бросить и уйти? И вряд ли будет интересно снова проходить тот материал, который уже пройден в этом году. Это, конечно же, тоже будет зависеть от классного преподавателя. То, что ребенок стал раздражительным и неправильно зевает – стоит обратиться к детскому невропатологу. Проконсультироваться и потом уже принимать решения о дальнейших действиях.
Ваша учительница права в том, что «против того, чтоб мы уходили, говорит, что он все понимает, на все вопросы отвечает, все решает». Ваш сын воспринимал школу гораздо спокойнее Вас. И возможно, ВЫ сами того не замечая, могли настраивать ребенка против школы. С учетом того, что дети очень чувствительны к настроению и состоянию мамы – как Вы думаете, что чувствует Ваш сын? В каком состоянии он находится, если у его мамы: «…уже вся душа и сердце истерзались, виню себя и мучаюсь каждый день, съедаю изнутри всю себя…» Как Вы ведете себя с сыном? Что ВЫ говорите ему о школе? Говорите ли Вы ему о своих угрызениях совести и страданиях? Обсуждаете ли с ним уход из школы? Подумайте об этом хорошенько.
Анечка, давайте попробуем разобраться с Вашими чувствами. Почему у Вас такое отношение к школе? Родители, чаще мамы – часто испытывают или переживают психологическую травму. Кто-то в большей степени, кто-то в меньшей. У Вас это все просто зашкаливает. Мне важно было бы слышать ответы на мои вопросы. Не имея такой возможности, я могу всего лишь предположить, почему это происходит. У Вас негативные воспоминания о Вашем первом классе? Как это было у Вас? Что Вы тогда чувствовали? Каким было общение с ровесниками? Вам нравилось ходить в школу? Какие Вы тогда испытывали эмоции? Как вели себя родители? Что говорили о школе? Ваш негативный опыт может быть причиной Вашего отношения к школе сейчас? Вы можете «привить» ребенку свои установки. Если Вам там было тяжело и трудно – то и Вашему сыну должно быть так же? Почему Вы так думаете? Поговорите с мужем или знакомыми, подругами. Спросите, как проходили их школьные годы? Вы сможете убедиться, что не у всех все было плохо. Поэтому не нужно себя накручивать. Меняйте установки на «у моего сына все получится. И я ему в этом помогу».
Как вариант – почему мамы так сильно переживают – потому что не готовы отпустить своего ребенка от себя. Сразу вопрос – какие у Вас отношения с мужем? В интимном плане? Есть ли душевная близость? Вы работаете? Какие у Вас еще обязанности в семье? И вне семьи? Почему Вам хочется удержать ребенка рядом с собой? Ответьте себе на все эти вопросы. Когда мама пытается максимально облегчить жизнь ребенку – это тоже не всегда хорошо. Какие дети вырастают под максимально-заботливой и всепредупреждающей опекой родителей? Подумайте об этом. И я бы Вам настоятельно рекомендовала обратиться к психологу с этим вопросом. Потому что Вы травмируете не только себя своими мыслями и установками. Но можете нанести вред и психическому здоровью ребенка. Письменный ответ вряд ли будет таким эффективным, как живое общение со специалистом.
Анечка, волнение и тревога за ребенка, конечно же имеют место быть у родителей при учебе ребенка в первом классе. Но в разумных пределах и количества. Позаботьтесь о своем психо-эмоциональном состоянии во благо спокойствия и уверенности детских мыслей и переживаний. Те силы, которые Вы можете потратить на поиск лазейки («Да и потом это какая то сложная процедура и без хитрости умственно здоровому ребенку без диагноза не уйти. Я так полагаю. Все же какая то лазейка должна существовать») – потратьте на радостное общение с ребенком. Учитесь в игровой форме обсуждать «школьные» вопросы и делать домашнее задание. Почитайте книги на эту тему. Пообщайтесь с мамами первоклашек на форумах. Хотите Вы того или нет, но Ваш сын перешел на новую ступень своего развития. И от Вас напрямую зависит, как это процесс будет идти. Поэтому избавляйтесь от чувства вины к ребенку. Оно сильно искажает воспитательный и общительный процесс. Повторюсь – при возможности – обратитесь к психологу. Не пускайте этот вопрос на самотек. Потому что от этого зависит не только Ваше будущее, но и будущее Вашего ребенка.
Анечка, мудрости и терпения Вам в принятии решений!