У ребенка 4 года очень капризное поведение.

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Моей старшей дочке 4 года и 6 месяцев. Есть еще и младшая дочь, ей почти 2 года. Вопрос будет по поводу поведения старшей. Последнее время она стала очень капризная (около 8 месяцев). Хнычет и психует по разным пустякам (конфету не дали перед обедом, игрушку не дали первой, а второй, что-то не купили в магазине, не помогли одеть кофту или снять штаны, стукнулась или облилась, когда пила и т.д.). Случается, поскользнется и упадет, чаще всего в рев или в крик, начинает искать виноватых, говорит «Это все из-за тебя, ты плохой (ая), я тебя не люблю». Бывает сильно обидит сестру, может ее толкнуть несильно и сказать «уйди от меня», я ее из комнаты за это выставлю (нервы уже у меня сдают тоже, не хочу шлепать, но выставить могу), так она в ванной закрывается и может проорать и прореветь минут 15, а потом начинает меня звать «мама-мама, я больше так не буду», выходит из ванны, обнимает, целует и все спокойно, будто и не было скандала.
Если поругаешь ее за что-то плохое, может и дерзить мне, может специально очень сильно кричать (хоть дома, хоть на улице). С недавних пор (около 2 месяцев) научилась рычать на плохо незнакомых для нее людей (наши друзья с мужем, но редко видимся). Начинает, например, с ней дядя разговаривать, как дела спрашивать, если она не хочет, то может горлом прорычать на него (как храп).
Дочка еще иногда во сне плачет и пинается (но плохой сон у нее давно и невролог ничего плохого не сказала и ничего не назначала, кроме валерьянки). Гиперактивности у дочки нет, но в грудном возрасте лечили ее церебролизином из-за наличия лишней жидкости в голове (показатели были немного завышены, я уже точно не могу сказать).
Но такое поведение не постоянно, иногда она все сама делает спокойно и без капризов воспринимает отказы и нравоучения, с сестрой дружно играет, сказки ей рассказывает и т.д. У нас с ней хорошие отношения, хотя и иногда наказываю и кричу за плохое поведения, папа с ней вообще почти не ругается. Понимаю, что от части она говорит моими словами, которые я со злости могу произнести, но мы с мужем стараемся воспитывать дочек добрыми. Помогите, пожалуйста, понять и разобраться в чем причина такого поведения? Это возрастное или может ревность так проявляется к сестре младшей или еще что-то? Спасибо.
Автор вопроса: Анастасия Возраст: 29

На вопрос отвечает психолог Ягудина Ольга Петровна.
Добрый день, Анастасия.
У вашей старшей дочки кризис 3-4 лет и конечно ревность к младшей сестре. В этом возрасте у ребенка происходит формирование личности и характера. Она осознает границы себя и окружающих, учится их отстаивать. И это совершенно нормальный и естественный процесс. Если этого сейчас не произойдет она станет услужливой и зависимой, не сможет вступать в хорошие близкие отношения. Для того, чтобы она смогла преодолеть кризис нужна ваша родительская помощь. Без вашей любви и поддержки ей не справиться. Если она рычит на дядю, значит он ей чем-то не нравится и она имеет право как любой человек не общаться с теми, кто не нравится. Не ругайте ее за это, наоборот будьте на ее стороне, защитите, поддержите. Спокойно отведите от дяди, и скажите, что все в порядке, он ее не обидит, вы ему это не позволите. Первый кризис 3-4 лет очень похож на подростковый, ребенок дерзит, не слушается, проявляет самость. Наберитесь терпения, это пройдет. Ей сейчас очень тяжело. В момент истерики, вам нужно прежде всего совладать со своими чувствами гнева, раздражительности, успокоиться, а потом обнять малышку и успокоить ее. Ей очень нужно тепло и любовь, ощущение что родители могут понять и защитить. Как бы не выглядело оскорбительным для вас ее поведение, она всего лишь проявляет себя, и если ей позволить это, не отталкивать, не наказывать, то она успокоится и сможет развиваться дальше. Вы авторитет для нее, хотя возможно, сейчас это не видно, но ваш родительский авторитет не может поколебаться, не волнуйтесь на этот счет, она ребенок и от вас очень зависит и сейчас ищет самые эффективные способы с вами взаимодействовать. Покажите ей, что все можно решить если говорить о том, что беспокоит, спокойно без истерик и скандалов. Своим терпением, спокойствием и мудростью. Даже говорить и нравоучать не нужно, просто своим примером поведения в сложной ситуации. Для этого вам нужно самим научиться справляться с негативными чувствами, используйте техники расслабления, дыхания, счет до 10-ти.
Самое главное помните- она ваш ребенок и очень от вас зависит. Она еще не умеет думать и действовать по-взрослому, держать себя в руках, помогите ей этому научиться.