Поругалась с родителями из-за ерунды.

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Меня зовут Лида и я живу в семье из трёх человек. Мама, папа и я. Мои родители очень любят говорить обо мне. Мне это никогда не нравилось. Ненавижу, когда меня за спиной обсуждают. Очень часто любят говорить о нелепых и глупых ситуациях. Папе про меня всё рассказывает мама. Она проводит со мной времени намного больше, особенно летом. И не всегда эти слова, которые она говорит, совпадают с реальностью. Она может приврать, приукрасить. Сегодня утром они говорили обо мне. Мне это не понравилось. Я начала спорить с ними на одну тему. Они воспринимали это, как шутку. Я собралась уйти, но они начали говорить на очень серьёзную для меня тему. Я планировала начать подрабатывать в школе, в трудовом отраде, где платят неплохие деньги. Мама не успела договорить. Я сказала ей: "Тебе нужно всё обо мне рассказать?" Папа ответил на это очень агрессивно и отправился на работу, оскорбив меня и сказав, что больше ничего для меня не сделает. Мама назвала меня плохой дочерью. Я сказала, чтобы они перестали говорить обо мне и нашли другую тему для разговоров, но она только закрывала мне рот и говорила, что: "Другие дети восприняли бы это, как шутку и посмеялись". Для меня это вовсе не шутки и смеяться тут не над чем. Что же я им такого страшного сказала и почему оказалась виноватой?
Автор вопроса: Лида Возраст: 14

На вопрос отвечает психолог Саркисян Светлана Игоревна.
Здравствуй, Лида!
В вашей жизни начался нелегкий и важный этап - переходной (подростковый) возраст.
О переходном возрасте обычно говорят как о периоде повышенной эмоциональности, что проявляется в легкой возбудимости, страстности, частой смене настроений. Некоторые особенности эмоциональных реакций переходного возраста коренятся в гормональных и физиологических процессах.
Таким образом, подростки могут проявлять настойчивость и целеустремленность в какой-то период, затем словно бы возвращаться назад в детство и не обнаруживать этих качеств. То есть для них характерно попеременное проявление полярных свойств психики: целеустремленность и настойчивость могут сочетаться с импульсивностью и неустойчивостью, повышенная самоуверенность и безапелляционность в суждениях – сменяться неуверенностью в себе, а возвышенность чувств может уживаться с циничностью и враждебностью.
Лида, не стоит пугаться своих резких перемен настроения – это этап взросления, и вы учитесь контролировать и управлять собой.
Подростковый возраст - это время перемен, когда формируется характер подростка, когда происходит низвержение одних авторитетов и установление новых, когда прививаются и закрепляются нравственные установки, отношение к самому себе и окружающим. Подросток всегда будет выбиваться из-под опеки родителей, и это нормально. В этом возрасте идет становление вашей личности: «Кто я?», «Каковы мои достоинства?».
Психологи выделяют несколько этапов в отношениях родителей с детьми. Не буду описывать все, остановлюсь на вашем:
- противозависимость - в подростковом возрасте: подросший ребенок принимает решения, противоположные позиции родителей (учится свободе через конфликт).
Если образно выражаться, вы будто раскачиваете лодку и проверяете ее на прочность. Через отстаивания своих границ, отстаивания своих желаний, отстаивания своего личного пространства (ваше нежелание, чтобы все о вас рассказывали, чтобы не говорили о вас за вашей спиной) и права поступать так как вам кажется, будет верным, вы получаете колоссальный опыт, что свобода не бывает без ответственности. Вы проверяете этот мир на прочность, но в тоже время мир проверяет вас. И некой сдерживающей силой, чтобы лодку не раскачало и она не перевернулась, являются родители. Отсюда ваша острая реакция на приукрашивание, каких моментов со стороны родителей. Вам хочется, чтобы родители принимали вас такая, какая вы есть, тем самым поддерживая вас. От родителей этой поддержки ждут прежде всего. А уж потом от всех остальных.
Трудно сказать кто прав или виноват в описываемой вами ситуации. Дело в том что вашим родителям сейчас тоже нелегко. Они понимают, что вы проходите довольно сложный жизненный этап. А происходит – ни много ни мало - полная перестройка организма: и физическая, и психологическая. С одной стороны, «берут свое» гормоны, с другой – полностью меняется мироощущение взрослеющего ребенка, возникает настоятельная необходимость найти свое «Я», вывести и обозначить его среди «Я» чужих. Изменения, которые происходят сейчас с вами отражаются и на них. Еще «вчера» в общении с вами было все понятно, а сейчас нужно искать новые способы, наводить мосты. Это работа очень сложна, а в одностороннем порядке практически невозможна. Поверьте, что родители действительно стараются, даже, если вам кажется, что это не так. Они стараются, как умеют, как думают, что будет правильно, возможно здесь и начинается противостояние, потому что на ваш взгляд надо действовать совершенно по-другому. Но требования - это путь в никуда. Так может пора изменить направление (перейти от движения «от» друг друга к движению «к»)? А если не получается, пойти на терапию, где специалист, не вовлеченный в семейные «разборки», поможет наладить контакт…
Родители стараются привить детям свои привычки и взгляды на жизнь. Им больно от того, что дети оказываются не такими, какими они хотят их видеть. Они искренне стараются уберечь своих детей от ошибок. Но, проявление тех или иных слабостей или принятие не самых умных решений – это естественное положение вещей. Все ошибаются (в том числе и взрослые люди), а для подростка, не имеющего жизненного опыта, ошибки – это более чем естественно.
Радуйтесь своим успехам, делитесь тревогами и радостью со своими мамой и папой, если вы в чем-то сомневаетесь идите за советом к родителям. Им важно, то что происходит с вами. Они, безусловно, любят вас, своего ребенка. И помните, что радуясь за своих успехи, признавая их вы тем самым закладываете фундамент своей уникальной жизни.
С уважением и верой в Вас.