Отношения со старшим и младшим детьми.

Вопрос психологу:
День добрый.
2-е детей. Мальчики. 8 и 4 года. С младшим отличные отношения, взаимопонимание. Открытый, веселый. Адекватно реагирую на его скандалы. Ищу аутентичную причину, стараюсь исправить. Договариваемся. Он часто не соглашается, отстаивает свою точку зрения. Считаюсь. Вместе отлично и весело проводим время.
Со старшим с самого начала были сложности. Чтобы понять его, мне нужно напрягаться. И зачастую, все равно результат отрицательный, т.е. не понимаю. Часто критикую, подкалываю. Бесит, что ноет постоянно. Он больше доверяет матери, т.к. со мной контакт так себе. Мне сложнее время с ним проводить - как будто интересы разные. Замкнутый круг и чем дальше отношения, тем дальше мы становимся.
С женой отношения близкие. Обсуждаем практически все. В этом случае не можем к чему-то конкретному прийти. Я жестковат, прямолинеен (говорю, что думаю), она напротив "помягче".
Отношения со своими родителями так себе. С отцом их как бы нет, и как будто бы это не волнует, от чего немного не по себе. Мы разные.
С матерью больше похожи на деловые. С ней больше общего в характере.
У жены со своими родителями отношения тоже такие же - толком их нет.
С родителями друг-друга общаемся по делам. Общих тем особо нет. Чаще с дедами взаимодействуем.
В чем может быть проблема в отношениях со старшим ребенком? Где копать?
Автор вопроса: Роман Возраст: 36

На вопрос отвечает психолог Ладатко Марина Георгиевна.
Доброго дня, Роман.
Все мы разные люди и нам нужно учиться принимать окружающих такими, кк они есть: без своих ожиданий (каким должен быть тот или иной человек), без предвзятости (у него мама/папа токой, значит и он такой же). Так и с детьми. Они просто разные. И отношения с ними тоже разные.
Каждый ребёнок рождается в новой семье: когда родился первый, он был один, его окружали папа и мама, которые, по всей видимости, не особо понимали, "что такое дети". Родители были насторожены и всего боялись (это моя фантазия, возможно, у Вас в семье как-то по другому встретили первенца). Вот и он с недоверием смотрит на мир.
Второй ребёнок родился в семье, где уже был старший братик. Где родители были опытные и знающие, "что такое дети". Родители были уже спокойнее и доверяли себе. Вот и ребёнок более открыт миру. Он доверяет.
А вот певому пришлось несладко: мало того, что родители всё время напряжены (всё ли они так делают? такой ли ребёнок?), так ещё и предателями оказались - взяли и родили конкуренцию! (я утрирую, но, приблизительно так чувствует ребёнок). Как после этого веселиться?
Что стоит делать родителям данной итуации?
1. Принять (а это значит полюбить всем сердцем, без условностей и ожиданий) своего ребёнка таким, какой он есть. Отказаться от критики и подколов - это самое страшное для ребёнка (Вы не представляете, сколько шрамов в душе Вы уже оставили своему чудо-чаду!)
2. Научитесь говорить о своих чувствах: "Я тебя люблю", "Я горжусь твоими дотижениями" - а они есть, пусть небольшие, но есть. Учитесь их замечать. Плюс, пусть они будут совместными. Есть ли у Вас увлечения и хобби, которые Вы можете разделить с сыновьями? Они должны быть. Если нет, то прямо сейчас совместно садитесь и решайте, как вы совместно будете проводить время (тренировки, рыбалка, походы...). И да, о своё раздражении, усталости, злости тоже надо говорить правильно: "Я сейчас рассержен/разочарован/огорчён сложившейся ситуацией. Мне хочеться кричать, топать... Мне надо врем яуспокоиться и подумать". Оцениваете ситуацию, к ней Вы питаете чувства, не к ребёнку, а к его поведению. Поэтому запомните, РЕБЁНОК ВСЕГДА ХОРОШИЙ! РЕБЁНОК ВСЕГДА НЕВИНЕТ! Его незнание, неумение привели к тому или иному. Намериния у ребёнка всегда положительные. Родительская задача - направить.
3. Не берите много на себя. Просто расслабьтесь и чувствуйте своё отцовское сердце. Наши ожидания, размышления по поводу того, "как должно быть", вредят чувствам ребёнка. Есть так, как есть. Здесь и сейчас. И в этом "здесь и сейчас" и ЕСТЬ ЖИЗНЬ, ЧУВСТВА. Хорошо ребёнок ладит с мамой - отлично! Пусть. Младший с Вами играет - отлично. Да, опыт общения со своими родителями имеет значение во взаимодействии со своими детьми и большое, но всё в ваших руках. Вы создаёте свою семью, свои отношения.
Итак, проводите с детьми время, любите их, откажитесь от критики и пинков моральных, получайте удовольствие в общении с чудо-чадами.
Читайте Ю.Б. Гиппернейтер "Общаться с ребёнком. Как?"
С уважением Ваш психолог, Ладатко Марина Георгиевна.