Плаксивый ребенок, плачет по любому поводу.

Вопрос психологу:
Здравствуйте.. Моему сыну 3 года и 10 месяцев. Он очень ранимый ребенок, плачет по любому поводу, по словам воспитателя "слова нельзя сказать"... Сам по себе он очень умный, любит рисовать, рассматривать книжки, любит играть с остальными детьми (на улице, дома), бегает, прыгает, настроение обычно хорошее, любит поболтать, порасспрашивать обо всем... Но в садике как-то замыкается в себе.. Отбирают игрушку - плачет, упал - плачет (даже если не сильно), что-то не получается (например, не может куртку застегнуть ) - опять плачет... Дома плачет в основном после сна, особенно утром... Проснется, вроде и настроение есть, но как только попросишь одеться, он сразу в слезы, хотя и умеет одеваться, но все равно сидит и ревет, не может одеться... Мы с мужем и так сяк... Мы наверное сами виноваты, бывало, ругали за то, что долго одевается и в угол ставили, если не слушался, например, и по попе давали... Такое ощущение, что он боится, что не сможет одеться... Бывает оденет брюки, а на улице жарко, я ему говорю спокойно, "давай-ка лучше шорты оденем", а он как-то болезненно реагирует, начинает всхлипывать, спрашиваю "почему не одеваешься", а он в слезы... И так почти каждое утро.. Бывает, нервы не выдерживают, и я перехожу на крик... Иногда кажется, что сойду с ума... Муж обвиняет меня, говорит, что я ругаю сына сильно, вот он и боится меня... Но я ничего не могу с собой поделать... Накричу и уже через 5 минут сижу, жалею что накричала... Умом понимаю, что криком делаю только хуже... Пробовала по-разному решить проблему, не обращать внимания, уходить в другую комнату, но сын продолжал сидеть и реветь.. Бывает иногда говорю ему "давай я сосчитаю до 5, а ты успеешь одеться?", он радостный начинает быстро-быстро одеваться, я считаю до 5, и он довольный говорит "все, я уже оделся, смотри, мама". Но ведь я не могу каждый раз за ним ходить подбадривать во всем, и в садике с ним никто церемониться не будет, и в дальнейшей жизни... Как же научить его не расстраиваться по таким пустякам... Понимаю, что изначально мы сами подпортили наши отношения с ребенком, ругая его за то за, что в принципе нельзя ругать... За его слезы, например.. Но как теперь вернуть ребенку позитивный настрой? Как объяснить ему, что нужно просто одеться, без слез? Как нам наладить отношения? Может быть стоит быть по строже и игнорировать его слезы, и он поймет, что не прокатит и перестанет реветь по любому поводу? Хотя вряд ли это правильно... Или же наоборот, всегда говорить с ним спокойно, мягко и не обращать внимания на его слезы, отвлекать чем-нибудь... Я уже запуталась..
Автор вопроса: Гузель Возраст: 27

На вопрос отвечает психолог Лелюк Алина Владимировна.
Гузель, здравствуйте!
Когда ребенок начал плакать? Или он все время был таким? 3 года - первый кризис у детей. Это очень важный и ответственный момент в развитии ребенка. Он постепенно начинает осознавать себя, свои желания и особенности. Могут появляться первые «не хочу». Дети могут делать все наперекор и наоборот. Таким образом проявляется их активность, попытка быть самостоятельными, упрямство и настойчивость в достижении своих целей и желаний. И если что-то не нравится – ребенок через слезы может выражать свою неудовлетворенность. Этот период длится 3-6 месяцев. Его нужно терпеливо пережить без крика и злости.
«Мы наверное сами виноваты, бывало, ругали за то, что долго одевается и в угол ставили, если не слушался, например, и по попе давали... Такое ощущение, что он боится, что не сможет одеться...» - может быть и такое. Малыш запомнил одевание, как повод для крика и наказаний. Вот сразу и включается. И сейчас Вам нужно иметь огромное терпение и выдержку, чтобы с этим справиться.
«Бывает оденет брюки, а на улице жарко, я ему говорю спокойно, "давай-ка лучше шорты оденем", а он как-то болезненно реагирует, начинает всхлипывать, спрашиваю "почему не одеваешься", а он в слезы...» - пронаблюдайте за собой. Каким тоном Вы это все говорите. В возрасте трех лет детский плач может быть направлен против родительской диктатуры. То есть – если Вы командным тоном говорите + с одеванием связаны не очень хорошие воспоминания = слезы.
Поэтому смягчайте тон. Говорите в игривой форме. Когда у малыша даже не сильно хорошо и быстро получается одеться – хвалите его. И когда папа (Ваш муж) приходит с работы – рассказывайте ему, как сынуля сегодня быстро и самостоятельно оделся. Вам теперь нужно вырабатывать позитивные ощущения у ребенка на одевание.
«Муж обвиняет меня, говорит, что я ругаю сына сильно, вот он и боится меня... Но я ничего не могу с собой поделать... Накричу и уже через 5 минут сижу, жалею что накричала...» - перестаньте ругать сына и кричать на него. Вы знаете, что это может привести к детским неврозам? Вы знаете, что вылечить ребенка – это стОит неимоверных усилий?
Подумайте о том, что это всего лишь маленький человечек, который полностью и целиком зависит от Вас. И он только начинает учиться всему. И не все ему понятно и многое нужно объяснить, иногда не один раз. И он как робот не может молниеносно выполнять Ваши команды. Вы ведь тоже не сразу все умели делать. Или Вы с рождения сами одевались, умывались, причесывались и собирали за собой игрушки? Как к Вам относилась Ваша мама? Не повторяете ли Вы ее поведение? Все ли Вам в том возрасте из того, что помните, нравилось?
«Бывает иногда говорю ему "давай я сосчитаю до 5, а ты успеешь одеться?", он радостный начинает быстро-быстро одеваться, я считаю до 5, и он довольный говорит "все, я уже оделся, смотри, мама» - все верно. Детям в таком возрасте нужна именно игровая форма. И интонация у Вас ведь совсем другая тогда, так ведь? Вот так и делайте. И согласитесь – это ведь гораздо быстрее, чем успокоить расплакавшегося ребенка?
«Понимаю, что изначально мы сами подпортили наши отношения с ребенком, ругая его за то за, что в принципе нельзя ругать... За его слезы, например..» - за слезы ругать не нужно. Попробуйте терпеливо объяснить, что такое слезы. Перевести все в шуточную форму. Например – «Кто у нас так горько плачет? Ой какие большие слезки. А давай их в чашечку соберем» или что-то на подобии этого. И все – внимание ребенка будет переключено.
«Или же наоборот, всегда говорить с ним спокойно, мягко и не обращать внимания на его слезы, отвлекать чем-нибудь...» - вот это будет истинно правильным решением. Через какое-то время ребенок совсем перестанет плакать по любому поводу. Главное – не сердитесь на ребенка, не кричите, не ругайте и не наказывайте. Не будьте строгой учительницей, которая силой пытается заставить то, что нужно ей. Вспомните о том, что Вы мама – добрая, нежная, ласковая и любящая. А деткам в таком возрасте именно это и нужно. И Вы сами сможете увидеть и почувствовать перемены в поведении Вашего малыша.
Повторюсь еще раз – наберитесь терпения и найдите в себе силы более нежно и трепетно относиться к плачуну. Переключайте его внимание на другие вещи и действия. Общайтесь в игровой форме. Больше уделяйте ему времени. Смотрите вместе добрые мультфильмы. Комментируйте их. Читайте вместе книжки. Разговаривайте и объясняйте. Играйте в кукольный театр. Старайтесь быть максимально доброй и терпеливой.
Ведь сейчас от Вас зависит, каким вырастет Ваш малыш. Ведь именно Вы сейчас формируете его привычки и нормы поведения. Ребенок, которого любят и о котором заботятся, вырастает более уверенным и спокойным.
Гузель, терпения, выдержки и любви Вам с Вашим ребенком.