Можно ли сказать, что я гиперопекаю ребенка?

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Психолог после обследования выявил у меня по отношению к ребенку дошкольного возраста (мальчик 2,5 годика) следующие черты - повышенные опасения, тревожность, чрезмерная концентрация на ребенке. Как я понимаю это не самые правильные в части воспитания показатели. Как эти характеристики можно интерпретировать? Как гиперопека? Или что-то другое? Если гиперопека, то какая, ведь существуют разновидности? К каким негативным последствиям по отношению к воспитанию ребенка это может привести? Психолог указывает, что это возможно связано с тем что сейчас я проживаю отдельно от своего ребенка.
Так же указано, что в отношении сына склонен проявлять мягкость и нетребовательность в сочетании с высоким уровнем контроля за его поведенческими проявлениями.
Для меня сложно как-то суммировать все эти особенности в одно и понять могу ли я своим поведением и таким отношением с сыном причинить ему в какой-то мере, пусть даже косвенным образом, вред. Хотелось бы понять эти особенности воспитания всё-таки могут пагубно сказаться на развитии ребенка?
Автор вопроса: Артем Возраст: 29

На вопрос отвечает психолог Баштынская Светлана Викторовна.
Артем, здравствуйте!
Я вижу, что вы переживаете за свои отношения с сыном. Вам не все равно, что у вас происходит. И это очень здорово, что вы беспокоитесь о возможных последствиях и думаете о будущем заранее. Ведь действительно основы характера закладываются в раннем возрасте.
В родительстве мы сталкиваемся со своими страхами, опасениями, ожиданиями, и все они влияют на стиль воспитания наших детей. И важно суметь отделить себя и свои чувства от ребенка, ведь с самого рождения он является отдельным человеком, который имеет право на свои реакции, свой характер, свои интересы.
Я понимаю, что вы остались один на один с описанием результатов теста, и не получили ответов на задаваемые вопросы. И все это нагромождение фраз может пугать.
Я к сожалению, не знаю о каких методиках идет речь. Поэтому интерпретировать их не имею возможности. При этом не так важно, как назвать ваше поведение, или каким видом гиперопеки. Важно то, как это влияет на ваши взаимоотношения и поведение ребенка. Что беспокоит вас? Что смущает в отношениях с сыном или в его поведении? Чтобы вы хотели по-другому?
Безусловно изменения в вашей жизни (жизнь отдельно) влияет - возможно, вам хочется дать сыну все, что вы вы не можете дать во время разлуки, возможно вы боитесь, что что-то упускаете и тогда слишком активно включаетесь в его жизнь. Все это стоит рассмотреть при более полном описании, т.к сейчас недостаточно информации.
Вы не обязаны быть идеальным родителем, ведь это невозможно, да даже и не нужно, вы можете совершать ошибки. Да и дети, на самом деле, специалисты в том, чтобы подстроиться, и справляются со многими нашими недостатками.
При этом важно принять, что мы не можем быть пуховой подушкой для наших детей. Так или иначе дети сталкиваются с нашими границами, проверяют их, с ограничениями, с правилами. И как бы мы ни старались, оградить их от всего мы не можем.
Что касается самой гиперопеки, то да, если она есть, то она негативно сказывается на ребенке. Гиперопека не дает ему быть самостоятельным, искать свои пути решения, удерживает его от взросления и принятия решений. По сути получается, что за ребенка все продумали и решили, а его самого не спросили и не учли.
Артем, вы очень сознательный отец, который ищет возможности менять себя и свои взаимоотношения, и это очень ценно. Если вы хотите более подробно разобраться, то необходимо освещение всей картины в целом, именно такой подход даст вам возможность найти ответы на свои вопросы.
Если у вас появятся вопросы, то вы всегда можете написать мне здесь или на почту [email protected]. С уважением, Светлана Баштынская