Почему мама начала курить, скрыв это ото всех?

Вопрос психологу:
Доброго времени суток. Так, что же делать, если мать начала курить, скрыв это ото всех нас, от своего мужа и от меня, своей дочери, и своего сына?
В общем, это произошло в конце этого лета. Я собралась ехать в Факультативно Оздоровительный Комплекс со своим младшим братом и пошла предупредить об этом маму. Когда я зашла в её комнату, то увидела, что она просто спит. Не знаю, может быть устала, но это не важно. И вот, я рассмотрела, что из её кармана выглядывает пачка сигарет, вроде Winston. Понятия не имею. Я не курю, слава Богу, и поэтому не разбираюсь в сигаретах. Так вот, я решила её не будить. Я просто оставила записку на столе, и мы с братом уехали. Но она так-то знает, что мы ездим ближе к вечеру в Факультативно Оздоровительный Комплекс, проблем с этим нет.
Это была одна, так скажем, зацепка того, что моя мама начала курить.
Вторая зацепка уже более безрассудная.
В общем, рассказываю о ней. Вчера я прибиралась дома, на веранде, и когда вышла на улицу, то нашла одну сигарету, такой же Winston, что и был тогда в той пачке. Я решила подобрать её и спросить уже напрямую у мамы: «Что всё это значит и почему она начала курить сигареты?» Но потом передумала и просто положила в свой карман. Обосновывая это тем, что верну ее позже. Далее я пошла в коридор и продолжила прибираться и делать домашние дела. Потом, когда мама вышла из дома, то у нее был очень растерянный вид. Я сразу поняла, что она потеряла свою сигарету. Моя мама, ничего не сказав, вышла на улицу и стала рассматривать землю, ища сигарету, которую обронила. Я долго за ней наблюдала. Она уже побывала во многих местах и, ничего не найдя на улице, вернулась в коридор. Я спросила, так скажем, невзначай: «Мама, а ты протирала пыль с полок и уже поливала цветы на окнах?»
Она злостно прикрикнула: «Нет, я ничего не успела из этого сделать! Сделай это сама.»
Я вполне осознанно уяснила то, что она переживает из-за того, что потеряла свою сигарету, и ее могут найти.
Сразу скажу, что у меня раньше курил папа. Он начал с шестнадцати лет и недавно бросил, так сказать, решил полностью заняться своим здоровьем. Он уже не курит больше трех месяцев.
И теперь начала мама. Но она никому не говорила о том, что начала курить. А папа не знает, это я точно могу сказать. Он бы всего этого не одобрил. Раз сам бросил, то и ты не кури. Здесь под «ты» я подразумеваю свою маму.
И мне интересно знать, с какой стати она начала курить сигареты? Обычно, молодежь курит для понта и для поддержания разговора с другими личностями, с которыми курят. А что на счёт взрослых людей?
Моей маме, к особой стати, тридцать девять лет.
И я не понимаю, зачем она так делает?
Почему же она начала курить?
Прошу, ответьте на мои вопросы, пожалуйста.
Автор вопроса: Натаниэлла. Возраст: 18

На вопрос отвечает психолог Баштынская Светлана Викторовна.
Натаниэлла, добрый день!
Читая ваше письмо, сложилось ощущение, что вы стараетесь контролировать вашу маму, что она делает, зачем. И на самом деле, она взрослый человек, который может сам отвечать за свои поступки, сам принимать решения, сам выбирать здоровый образ жизни или нет.
Вы так усердно следите за мамой, при этом не интересуетесь, что же с ней на самом деле происходит. Как будто хотите уязвить ее в том, что она курит. Но ей зачем-то нужно это курение, что-то оно ей дает.
И самое первое, что важно сделать - это поговорить с ней, узнать как она себя чувствует, что переживает. Не выставлять ее на всеобщее обозрение в семье, не принижать ее, не преследовать ее за эту слабость. А действительно поинтересоваться.
Как бы вы ни хотели, как бы ни считали правильным, ваша мама имеет полное право самостоятельно решать, что она хочет. Даже если ее муж и ваш отец бросил курить, ее это ни к чему не обязывает, она не должна ему ничего за это.
Сейчас получается, что вы следите за мамой, вы ждете от нее оправданий, вы чувствуете себя в праве контролировать и указывать ей. И тут важно понять, что в вас говорит, чьи это слова. Беспокойство ли это, желание помочь или гнев на то, что она позволила себе курить? Зачем вам все это? Важно отделить свои чувства от ожиданий, свою ответственность от ее, а также прояснить все происходящее с мамой.
С уважением, Светлана Баштынская.