Неуверенность ребёнка 4 года.

Вопрос психологу:
Добрый день. Девочке 4 года, семья не полная, но папа бывает часто и отношения с ним хорошие, любит нас. Есть старшая сестра 16 лет, довольно самостоятельная девушка. Проблема в том, что при посещении кружка или секции, младшая дочка отказывается идти на занятие без мамы, капризничает, упирается и как будто боится. При этом сами занятия ей нравятся и задания выполняет с интересом, с ребятками легко сходится, на педагогов реагирует хорошо. Девочка сообразительная, нельзя сказать, что выполняет работу плохо и хуже других ребят. Старательная, правда не хватает усидчивости, ответственная и заметно, что боится сделать что - то неправильно и её будут за это ругать. Хотя я и довольно строгая мама и люблю, чтобы было все сделано правильно и вовремя, но малышку люблю особенной любовью, и часто её хвалю и подбадриваю, говорю, что она молодец и умничка, что все у нее получится, необходимо только немного постараться. Складывается впечатление, что она не уверена в себе или боится непонятно чего. Вопрос в том, как возможно это преодолеть не применяя шантажа, так как не везде пускают с мамой и в целом я не хочу приучать её к постоянной опеке. При этом в этом возрасте мы не можем её отучить сосать палец. Буду благодарна за ответ.
Автор вопроса: Мария Возраст: 42

На вопрос отвечает психолог .
Здравствуйте, Мария! Поймала себя на замешательстве, читая начало вашего письма. Вроде по тексту понятно, что пишет мама девочки, но при этом вы пишете о себе в третьем лице : "отказывается идти на занятие без мамы". Потом по тексту я сориентировалась, что все же мама - это вы. Но все же и далее я ловила себя на странном ощущении, что в том как вы описываете ситуацию, говорите о проблеме дочери, не чувствуется эмоций и личного отношения. Хотя раз вы написали сюда, уже понятно, что мама вы внимательная и за ребенка своего переживаете. Это подразумевается мною умом, но не чувствуется на эмоциональном уровне.
Я это все к чему веду. Возможно, некий похожий диссонанс по чувствам складывается и у ваших близких в отношениях с вами, в том числе и - особенно - у младшей дочери. То, что она все еще сосет палец или боится оставаться без вас, может говорить о неудовлетворенной потребности в любви и безопасности, которое у ребенка формируется с рождения через контакт с матерью.
Возможно, вы словесно и поступками транслируете, что любите и принимаете дочь - но эмоционально вы отстранены. И потому дочка эмоционально от вас не "питается". И потому не хочет вас отпускать, мир становится сразу страшным и угрюмым, так как внутри ее "сосуд любви" неполон и ей нечем противостоять этому миру. Это очень глубокое переживание, на сознательном уровне оно довольно мимолетно. Но оно может закрепиться в детстве и иметь далеко не самое приятное отражение потом во взрослой жизни.
Все вышенаписанное - моя фантазия и гипотеза, которая родилась после прочтения вашего письма. Если что-то в моих словах отозвалось у вас (пониманием, согласием, удивлением, грустью или наоборот злостью), значит, это может иметь отражение в реальности. Тогда могу посоветовать вам более тепло, эмоционально, ярко быть с дочерью и возможно на нескольких занятиях поприсутствовать в сторонке - поддерживая и улыбаясь ей, когда будет на вас оборачиваться. Чем эмоциональней, тем лучше. Когда я работала в детском центре, мы практиковали такой способ и через 3-5 занятий детки спокойно оставались без мам. Если же эмоционально включаться вам трудно, невозможно или вы не понимаете, как это, то с этим рабочим запросом вы можете обратиться к психологу и разрешить его.
Если же моя гипотеза неверна , то рекомендую вам обратиться на скайп-консультацию или очную консультацию к психологу с целью более подробного и точного выявления причин такого поведения дочери (голос+видео или живой контакт намного информативнее, чем письмо). Ваша дочь еще в таком возрасте, когда ваше влияние на нее очень значительно и через вас многие ее начинающиеся проблемы могут быть более эффективно и качественно решены, чем если бы вы повели ее саму к детскому психологу.
Удачи вам, и если что - обращайтесь!
С уважением, психолог, психотерапевт,
Екатерина Бородаенко
тел. для записи на консультацию +79604661252 (viber, whatsapp)