Накричал на ребенка и обозвал.

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Иногда (особенно когда на работе напряг и все мысли о работе) могу накричать на ребенка 6-ти лет. При этом есть ребенок 4 года - на него не кричу и не обзываю.. У него более покладистый характер и знаю, что с него нечего взять что-ли.. Сегодня накричал на ребенка 6 лет и обозвал дураком несколько раз. Он долго одевался, т.к. то игрался, то отвлекался. Я спокойно объяснил ему, что нужно побыстрее, т.к. опаздываем и т.д. и так несколько раз. Потом он под дождем шел не со мной под зонтом (опять же много раз говорил подойти..), потом испугался, что машина его может сбить, потом пока отводил в сад младшего сына, дал ему подержать свою белую рубашку на праздник.. В итоге он ее опустил и снизу испачкал.. Я не выдержал... покричал, сказал, что он дурак.. Оставил в саду, но через 5 минут вернулся и помирился. Как не кричать на ребенка (сам придумал слово "стопсор" он говорит мне и супруге, если мы начинаем вдруг на него повышать голос, но тут не сказал.. забывать стал). Как не кричать? Когда столько негатива накапливается не думаешь об этом, только потом. Как извиниться, что обозвал? Чтоб восстановить отношения как прежде? Ведь я вижу, он все это запоминает..
Автор вопроса: Михаил Возраст: 30

На вопрос отвечает психолог Шапакова Софья Алексеевна.
Здравствуйте, Михаил!
То,как Вы описали переживания на счёт отношений с ребёнком, показывает,что Вы любите его.
Что касается Ваших чувств. Наклопившаяся усталость на работе,может говорить об эмоциональном выгорании. Вы живой человек и имеете право на злость,раздражение.
Как же выражать эти чувства при ребенке и ребёнку?
Подавлять в себе - бессмысленно, потому что ребёнок все равно почувствует Ваше состояние.
Важно говорить о своей злости. Но не в "Ты", ( ты дурак,ты неуклюжий и т.д.), а в " Я" ( Я очень злюсь на тебя за то...и то..., я просто в бешенстве).
То есть от своего лица, можно говорить прямо о своих переживаниях.
Если же в позиции "Ты", для ребёнка это может быть болезненно. И он правда может принимать в себя оскорбления.
Если же это уже произошло не страшно.Возможно, осознав свою вину,не стоит долго в ней оставаться,это может мешать дальнейшим отношениям с ребёнком. Важно просить прощение у ребёнка прямо. Взрослые тоже не правы и могут ошибаться.
На счёт крика. Конечно, в момент ярости,сложно бывает контролировать свои эмоции. Думаю,в такие острые моменты,можно изолировать себя от ребёнка,выйти в другую комнату и побить подушку,к примеру.
Возможно, в такие моменты,Вы чувствуете себя бессильным и слабым ,поэтому срываетесь на крик. Может быть,мысль о том,что Вы находитесь в более зрелой,взрослой позиции перед ребёнком,и остановить свой крик-это как показатель силы и опоры для малыша,сможет помочь Вам справиться именно с криком. А опять же,злиться в вправе.
Что касается ребёнка. Его язык общения-это во многом-действия и игра. Поэтому,Вы можете наблюдая за ним,понять,что он хочет сказать и о чем переживает.
Также,можно,говорить о чувствах ребёнка. К примеру,-" Тебе наверное было страшно,когда я кричал на тебя".
Еще, может быть,ребёнок чувствует разность отношения к младшему и к нему и может поведением выражать свои чувства. Так как словами пока сложно.
Всего доброго,Софья.