Как помочь ребенку при постоянном стрессовом состоянии в школе?

Вопрос психологу:
Добрый день. Моей дочери 15 лет. Учится в 9-ом классе. Один ребенок в семье. Последние два года находится в постоянном стрессе от учебы в школе. Всегда сильно переживает и боится, когда надо отвечать устно. От волнения рассказывает сбивчиво, даже если хорошо учила, может забыть, разволноваться и заплакать. Вчера был устный тест в школе, дочь с утра была просто в панике и уже со слезами пошла в школу. Если по каким-то предметам контрольная и она знает, что не решит, ищет повод не пойти в школу. С одноклассниками отношения нормальные, конфликтов нет, но близко общаться и дружить с ними не очень хочет. (А может с ней не хотят дружить, я не знаю). Есть одна подруга, но интересы у них не совпадают. Поэтому на концерт, в бассейн и т.д. ходит одна. Учится на 3, 4, 5. С родителями любит спорить по любому поводу. На Вашем сайте прошли тест Филлипса на школьную тревожность и по всем пунктам большой процент переживаний. Она думает, что из школы уйдет и все будет нормально. Я так не думаю. Ведь надо будет дальше учиться, а с таким нервным отношением к учебе в другом месте будет еще хуже. Как помочь дочери?
Автор вопроса: Светлана Возраст: 52

На вопрос отвечает психолог Ладатко Марина Георгиевна.
Доброго времени суток, Светлана.
Тревожность Вашей дочери по поводу учёбы может иметь совсем другие корни... Так, чт одним письмом тут не разберёшь. Нужна полноценная консультация психолога с вопросами и ответами.
А вопросы будут следующего плана:
1. Какая атмосфера в семье: спокойная или напряжённая? Напряжённой она может быть даже при тихой и мирной жизни, но если сами родители, родственники постоянно напряжены ("где взять денег?", "как жить в таком обществе?", "как дальше жить?", "нужно много работать", "нужно хорошо учиться", "нужно соответствовать..." - статусу, ожиданиям, надеждам родителей и т.п.). И таких возможных тревожащих факторов море. А школа - это только среда, в которой ребёнок пребывает. При том, говорить, что тревога по поводу школы, это как бы принятнее, позволительнее, чем говорить о тревоги по поводу того, что мама/папа много требуют или ожидают. Это не утверждение в Вашем, Светлана, случае, а только предположение.
Если это имеет место, то лучшая помощь - расслабиться самим родителям, поменять приоритеты (учёба - ожидания - жизнь здесь и сейчас). Для этого зачастую требуется большая работа над собой каждого члена семьи.
2. Какие требования Вы сами выдвигаете дочери? Справляется ли она с ними (имеется в виду её эмоциональное состояние)?
3. На сколько Вы сами уверенный человек, Светлана?
4. Защищаете ли Вы свою дочь в разных ситуациях, став стеной за неё, даже если она неправа? Например, перед учителями , своими родственниками и соседями. Или сразу же, при укоре учителя ругаете/поучаете дочь тут же? Когда что-то неприятное говорят о Вашем ребёнке, всегда нужно становиться на его защиту, спрятав его за свою спину, а дома уже сами разберёте, поругаете, если надо, но не при чужих людях.
5. Всегда ли Ваша дочь была тревожной, мнительной? Если нет, то что этому предшествовало?
Надеюсь, Светлана, мои вопросы к анализу ситуации немного прояснят её Вам и подскажут, как действовать.
Но искать причины тревожности нужно не в школе.
С уважением, Ваш психолог, Ладатко Марина Георгиевна.