Как воспитать дочку? Перестала слушать, истерит, показывает характер.

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Меня зовут Аккенже. Мне 34. У меня трое детей, первенец девочка, ей 7 лет. Как родила второго, она изменилась. Тогда было менее заметно. А как пошла в школу, ее характер до жути изменился.. Я ее очень сильно люблю и она знает. Делаю все ради нее, в первую очередь все покупаю, одеваю, и создаю условия ей. Она отличница, ходит на разные курсы (танцы, изо и т.д.), балую как могу, но и ругаю тоже за плохие поступки и потихоньку объясняю. Она сейчас вообще перестала слушать, повышает голос мне, отцу и братишке, характер показывает, начинает истерику и плачет. Вроде бы все понимает что так нельзя и просит прощения, но на следующий день опять также. Начала врать. Не знаю, как с ней справиться, аж больно очень в душе. Фантазирует, что у нее есть две стороны, одна плохая, одна хорошая и что плохая сторона побеждает и не дает хорошей быть. Думает, что я ее буду бить, если что то натворит и начинает врать, хотя прошу ее рассказать все как есть и чтобы не боялась, что я наоборот помогу ей справиться. Чувствую ненависть к отцу. Чуть что, начинает ругаться с ним. У меня с мужем отношение были не очень, он агрессивный был по отношению ко мне и детей, но уже год как изменился. Помогите, пожалуйста.
Автор вопроса: Akkenje Возраст: 34

На вопрос отвечает психолог Лелюк Алина Владимировна.
Аккенже, здравствуйте!
С детьми в любом возрасте нужно уметь договариваться. «Делаю все ради нее, в первую очередь все покупаю, одеваю, и создаю условия ей» - это все очень хорошо, если вы не перебарщиваете с угождением ребенку. При этом еще очень важно уделять внимание ребенку. Это вместе делать то, что нравится вашей дочке. А временами давать больше свободы. Она уже достаточно взрослая. И своим поведением может просто отстаивать свою свободу. Потому что по-другому пока еще не умеет. И ваша задача научить ее выражать свои чувства, свое несогласие иначе, не так, как она это делает.
«А как пошла в школу, ее характер до жути изменился» - вы уверены, что эти изменения связаны именно со школой? Тогда подумайте вот о чем – у ребенка изменился полностью график. Появилось много разных обязанностей и задач. И вам нужно элементарно выговаривать свою дочку. То есть – расспрашивать о ее школьном дне. Что было интересного? Что понравилось? Что не понравилось? Что получилось, а что и не очень? Возможно, девочка сильно устает. Возможно, ей не хватает вашей любви и ласки. Возможно, в школе есть конфликты с одноклассниками или учителями. Все это нужно выяснять у ребенка, разговаривая с ней об этом каждый день.
Чтобы наладить отношения с ребенком:
1. Заведите себе привычку общаться и договариваться. Находите время, чтобы уделить его только дочери. Поговорить о чем-нибудь, посмотреть мультфильм, почитать книгу, сходить вместе в магазин за покупками для нее. И при всем при этом – постарайтесь как можно чаще ребенка обнимать и говорить, что вы ее любите. А еще, что она умница и вы ей доверяете.
2. Сядьте с ребенком за стол переговоров. Проговорите все, что она делает неправильно. Объясните просто и доступно, почему так делать нельзя. Спокойно спросите зачем она так делает постоянно. Внимательно выслушайте ее версии. Чего ей хочется в эти моменты? О чем она фантазирует? Чего ей не хватает? И возможно, ответы дочери подскажут вам, как нужно дальше себя вести. Далее обсудите моменты наказания. И пусть дочка сама выберет наказание за свои проступки. Обсудите, за что и как ее будут наказывать. Когда у вас будет договоренность – будет меньше обид у ребенка. И возможно – она реже будет шкодничать.
3. Рассказывайте дочке о своем детстве. О том какой вы были послушной или не послушной. О каких-нибудь смешных ситуациях. Как вас воспитывала ваша мама. И чего вам тогда хотелось. Тем самым вы покажите, что доверяете ей свои тайны. А для ребенка это очень важно.
4. Есть золотое правило – ругать наедине, а хвалить при всех. Постарайтесь его придерживаться. И почаще искренне хвалите дочку при всех. Она будет понимать, что ее ценят. Не сравнивайте ее ни с кем. Детям иногда начинает казаться в такие моменты, что их не любят и что они слишком плохие для своих родителей.
4. Приобщайте дочку к домашним делам. Просите у нее помочь вам в разных мелочах. Но именно – просите, а приказывайте! И за любую помощь благодарите. В процессе совместных «работ» обсуждайте разные воспитательные темы в форме сказок или «давно прочитанных вами книг о разных детях». Потому что когда вычитывают или учат жизни в форме нотаций – это напрягает и еще дальше отталкивает. А когда вы будете рассказывать в виде интересных и поучительных историй – это привлекает внимание и делает отношения теплее.
5. Если с папой отношения не очень – придумывайте для них совместные задания. Начните с каких-нибудь мелочей. Постепенно они сблизятся, если папа будет проявлять терпение. Вы можете вдвоем отправлять их за покупками. Или оставить вдвоем на хозяйстве, попросив сделать что-то очень важное для вас.
6. Обсуждайте с дочкой ее папу. О том, что раньше он был не прав. Но у него были на это причины (тяжелая работа, проблемы со здоровьем, с родителями и т.д.) Но сейчас он изменился и очень любит всю семью. Он хороший и добрый, просто не умеет это показать. И вам с дочкой нужно его этому научить. Так вы сгладите острые углы в отношениях дочери с отцом.
7. Постарайтесь никогда в присутствии детей не выяснять отношения с мужем. Делайте это так, чтобы никто из них этого не видел.
И самое главное – не на словах, а на деле показывайте свою любовь, нежность. То, что вы можете ей помочь, подсказать, поддержать. Просто помните о том, что то, что взрослым кажется ерундой, для ребенка может быть катастрофой. Поэтому не отмахивайтесь и не обесценивайте ее «проблемы». Просто помогайте их решать.
Если самостоятельно не будете справляться – обратитесь к психологу.
Аккенже, «испортить» отношения с ребенком всегда гораздо проще, чем потом их наладить. Для этого нужно время и масса терпения. Потому что именно от вас по большей части зависит, какой вырастет дочка и какие у вас будут отношения в дальнейшем. Будет ли она вам помощницей и подругой или же у вас будет постоянная война миров.
Мудрости и терпения вам в принятии решений!