Переживаю из-за частых ссор родителей.

Вопрос психологу:
Здравствуйте, я бы хотела обратиться к вам с целью помощи. Я живу с мамой, папой и сестрой (5 лет). Наши родители часто ссорятся, отчасти из-за мамы, она не понимает нас, проявляет словесную агрессию, часто заставляет нас делать то, что хочет она. Я люблю маму, но очень часто приходится нервничать из-за неё, Ее мнение для неё превыше других мнений, даже наших, иногда мне кажется даже, что она не любит папу. А я безумно его люблю, я папина дочка. К сожалению, я не могу ему помочь, он любит маму, хоть и отвечает ей, но в конечном итоге - соглашается с ней, желая сохранить спокойствие в семье. На фоне всего этого у меня появились что-то подобное страхам. Мой папа болеет сахарным диабетом. И я переживаю за его нервную систему, недавно он потерял свой бизнес, огромную сумму денег и квартиру с машиной, мама до сих пор винит его в этом, от чего опять создаётся конфликт. Мой главный страх заключается вот в чем. Я поступаю в другой город и очень боюсь, что однажды приеду домой на очередной праздник, а с моей семьёй что-то случилось, либо кто-то умер, либо развелись, либо болеют серьёзно. Я понимаю, что это от неуверенности в крепких отношениях моей семьи. Но я думаю об этом по 3-4 раза на дню точно. Мне очень тяжело оставлять в этом городе родных и уезжать в другой. Возможно из-за таких проблем я стала очень вспыльчивой и в то же время ранимой. Я часто ссорюсь с друзьями, высказываю им все, если они не правы, но в то же время могу прореветь 3 часа (без преувеличения) от того, что меня предали. Стоит мне только подумать о предательстве друзей или о том, что я оставляю здесь семью, которая и без того некрепкая, ради будущего, я могу расплакаться по-щелчку и провести так весь вечер. Мне хотелось бы стать более позитивной, не срываться на людей и не плакать каждый день от собственных мыслей. Я даже в каждом действии своих друзей вижу подвох и предательство, от чего они все, не сговариваясь, но в один голос, мне твердят: "Алёна, ты себе вечно придумываешь!"
Я очень надеюсь и буду очень благодарна, если вы сможете дать мне совет.
Автор вопроса: Алена Возраст: 18

На вопрос отвечает психолог Дарья.
Здравствуйте, Алёна!
Я понимаю, что вы очень переживаете из-за ссор родителей, боитесь за благополучие семьи и здоровье папы и очень хотите помочь. Но из-за своих переживаний вы сами начали страдать. Вы стали очень вспыльчивой и в то же время ранимой. В каждом действии своих друзей вы можете видеть подвох и предательство. Вы думаете о плохом, что может произойти с вашей семьёй и вам страшно уезжать в другой город. Но вам хотелось бы стать более позитивной, не срываться на людей и не плакать каждый день от собственных мыслей.
Алёна, то, что вы переживаете за родителей — это нормально. Вы заботливая и любящая дочь. Это близкие вам люди и вы желаете им только хорошего. Но что происходит, когда дети хотят улучшить отношения между родителями? Дети берут на себя ответственность за счастье взрослых и таким образом сами становятся родителями своим родителям. А родители становятся детьми. Это губительный обмен ролями.
Ваши родители взрослые люди и вправе сами решать, что для них приемлемо, что неприемлемо, как им поступать и как решать проблемы. Вы можете лишь признать и озвучить свои чувства по этому поводу, но повлиять на поведение родителей не сможете. Вернее, теоретически можете, но это будет нечестная манипуляция, шантаж ради своего спокойствия.
То, как родители обходятся со своей жизнью — это их право. Смиритесь с этим и примите своих маму и папу такими, какие они есть. Ведь на самом деле вы не можете знать, что для них хорошо, а что плохо. Говорите родителям, что вы их любите и переживаете, но оставьте им право жить по своему усмотрению.
Алёна, вы пишете, что ваш главный страх в том, что вы очень боитесь, что однажды приедете домой на очередной праздник, а с вашей семьёй случилось что-то плохое. Также вы написали, что в каждом действии ваших друзей видите подвох и предательство.
Смотрите, в обоих этих случаях ваши негативные эмоции вызываются вашими же мыслями. Как это происходит:
ваш друг что-то сказал/сделал -> вы наделили этот поступок негативными смыслами -> в ответ на ваши мысли у вас возникает эмоция (обида, злость и пр.) -> эмоции побуждают вас к реакции (сорваться на человека, заплакать и пр.).
Или в случае страха за семью:
Мысль «пока меня нет дома, кто-то умрёт» -> эмоция (страх, тревога) -> реакция (вплоть до того, что вы можете сами заболеть, чтобы никуда не уезжать).
Я предлагаю вам поработать с вашими мыслями по вот такой схеме:
1. Зафиксируйте болезненную мысль и осознайте свои чувства, связанные с ней.
Оцените в процентах от 0 до 100
а) насколько % вы верите в эту мысль;
б) насколько сильна в % ваша эмоция.
2. Какие есть доказательства, поддерживающие вашу мысль, подтверждающие её правдивость?
3. Что самое плохое может произойти? Сможете ли вы это пережить?
4. Какие есть доказательства, противоречащие вашей мысли, опровергающие её?
5. Существует ли альтернативное объяснение?
6. Что вы могли бы посоветовать своему хорошему другу, который находится в такой же ситуации? Что вам самой следует делать сейчас?
7. Снова оцените в процентах от 0 до 100
а) насколько % вы сейчас верите в эту мысль;
б) насколько сейчас сильна в % ваша эмоция.
Алёна, ещё в вашем письме я заметила вот что.
Вы говорите о маме: «Она не понимает нас, проявляет словесную агрессию, часто заставляет нас делать то, что хочет она».
Далее говорите о себе: «Я часто ссорюсь с друзьями, высказываю им все, если они не правы». Алёна, видите ли вы здесь сходство? Может быть это наблюдение будет вам полезным.
Удачи вам, Алёна! Если у вас остались вопросы, можете написать их в комментарии под этой записью.
С уважением, Дарья.