Не могу найти подход к старшей дочери 10 лет.

Вопрос психологу:
Добрый вечер. У меня такая проблема. Дочери 10 лет, нет никаких увлечений, постоянно берет без разрешения мои вещи, ломает их, не помогает мне ни в чем, нет желания учиться. 3 года училась на 4 и 5, редко когда были 3, а в этом году все чаще появляются отметки 2. Постоянно огрызается, пытается повышать на меня голос, на бабушку кричит постоянно. Не говорю, что она была такой всегда, просто до недавнего времени она была единственным ребенком в семье и все было только для нее одной, наше с мужем внимание, внимание бабушек и дедушек. 10 месяцев назад у нас появилась вторая дочка, стало просто невыносимо, по дому не делает ничего, в своей комнате не прибирается, кушает - посуду не моет, загнать ее в ванну можно только криком, учится плохо. Подскажите как мне быть... Внимания стараюсь уделять одинаково им с малышкой, но вы сами понимаете, что грудные дети требуют постоянного внимания. Думала пить успокоительные, но для этого нужно сначала посоветоваться с врачом. Я на грани, не знаю, что еще делать, говоришь с ней по-хорошему, не реагирует, кричишь - тоже никак...
Автор вопроса: Яна Возраст: 29

На вопрос отвечает психолог Ладатко Марина Георгиевна.
Доброго времени суток, Яна.
Описанная Вами ситуация - это ничто иное, как протест ребёнка 10-ти лет против рождения младшей сестры. Это попросту эгоизм, взрощенный Вами. Да, Вы указали, что раньше всё было для неё, а значит, многое жертвовали: своё время, свои интересы, материальные блага (себе не купили, а ребёнку всё лучшее) и т.п. Это дорога в пропасть для ребёнка: "Не делайте из ребёнка кумира: когда он вырастет, он потребует жертв" - П.Буаст. В воспитании ребёнка должны быть четкие границы где его мир, а где Ваш. "Если Вы уступите ребёнку, он сделается Вашим повелителем; и для того, чтобы заставить его повиноваться, вам придётся ежеминутно договариваться с ним" - Ж.Ж. Руссо (основатель свободного воспитания).
Надеюсь, Вы, Яна, поняли о чём идёт речь. Что делать теперь? Начинайте формировать и отстаивать свои границы, на которые ребёнок уже залез весь и полностью.
Как?
1. Кричать - запрещено. Переходить на личности и оскорблять - дело плохое и неоправданное. Значит - набраться терпения, мудрости и перестраивать свои отношения с ребёнком.
2. Определить чётко позиции и роли в семье: отец - глава семьи, которого слушаются все (даже если Вы имеет свою точку зрения, при детях Вы её не выссказываете, всё обсуждается с мужем при закрытых дверях, если это эмоционально, и свободно, при детях) мама - хранительница тепла и уюта в доме, эмоциональный буфер во всех отноениях, дети - это дети - они ОБЯЗАНЫ помогать родителям, во всём их слушаться. Это догмы, которые Вы выставляете теперь в своей семье.
3. У каждого в семье должны быть свои обязанности. У мамы с папой свои, а у ребёнка свои! Обязанноси обсуждаете на семейном "заседании", прописываете на листике, вывешиваете на видном месте и все придерживаетесь: все без исключений - и мама с папой (кто когда выносит мусор и готовит еду), и дети. У детей должны быть постоянные обязанности: мыть посуду, помогать по дому, ухаживать за домашними питомцами или ещё что-то, что обоснованно. Обязанности учат думать о других, учат ответственности и воспитывают умение планировать своё время.
4. Привлекайте старшую дочь к помощи по уходу за малышкой, покажите ей, что маленькие дети - это чудо.
5. Планируйте сами своё время. В нём должны быть 1-2 часа в день для личного общения Вас со своей старшей девочкой. Час на себя, час на мужа, и много времени на совместное времяпрепровождение (организуйте всех на помощь себе в уходе за крохой, и Вам, Яна, станет намного легче и комфортнее).
6. Подкупать её послушание подарками и обещалками - значит портить ребёнка. Это запрещено, если хотите вырастить доброго человека.
7. Наказывать за отказы в помощи не стоит. Некупленные по требованию ребёнка вещи, Ваше твёрдое слово "нет" на просьбу, когда Вас не слышит девочка и отражённые живые, настоящие эмоции "это меня обижает", "я сержусь", "мне до тошноты плохо такое наблюдать" будут потихоньку менять отношение к Вам со стороны дочери.
8. Говорите о своей любви, показывайте её в своих действиях, читайте терапевтические сказки о любви к сёстрам и о помощи родителям (их в сети много).
Яна, сил Вам и мудрости. Научитесь отстаивать свои интересы, свои границы, и всё станет на свои места: дочь примет малышку, муж будет Вам благодарен за спокойствие и мир в семье.
С уважением, Ваш психолог, Ладатко Марина Георгиевна. Если нужна дополнительно консультация, обращайтесь.