Дочь с 14 лет стала курить.

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Моей дочери почти 16 лет. Уехала в санаторий. Через неделю пишет смс, что хочет мне что то сказать, но боится моей реакции... Потом она сказала что передумала говорить. Сутки я думала над разными вариантами, что же она хотела, но боялась сказать. Сегодня она мне написала, что ей стыдно и совесть мучает и она знает, что я не люблю вранья с ее стороны и всегда прошу говорить правду... Сказала, что ОНА БОЛЬШЕ ГОДА НАЗАД НАЧАЛА КУРИТЬ. Я отреагировала спокойно, не убивать же мне ее за это, сказала, что это вредно, не модно, не красиво, не вкусно, опасно, тем более что у нее болезни органов дыхания, частые простуды... Она сказала, что она все это понимает, НО ЕЙ ОЧЕНЬ ХОЧЕТСЯ. Решилась признать якобы сама, но еще причина если ее поймают с сигаретой в санатории, то позвонят родителям, т.к. в анкете не указано, что она курит. Вот видимо она и решилась убить двух зайцев.
Я не знала что ей сказать по этому поводу, сообразила сказать так - я не хочу, чтобы ты курила на людях, на улице, дома, чтобы бабушка не слышала запаха когда ты к ней приходишь, сигареты я тебе покупать тоже не буду. Запретить я тебе тоже не могу, т.к. ты умудрялась больше года это делать и скрывать и сделаешь все равно при желании еще не раз.
Я не хочу, чтобы она курила и хочу, чтобы при помощи каких то фраз она сама перехотела это делать, понимаю запретами делу не поможешь. Помогите мне советом. Заранее спасибо.
Автор вопроса: Ольга Возраст: 41

На вопрос отвечает психолог Крюкова Надежда Витальевна.
Здравствуйте, Ольга!
Хорошо понимаю ваши чувства сейчас. Ваш ребенок самостоятельно принял "взрослое" решение начать курить, а ответственность за его поступок несете вы, вы переживаете, вы осознаете все последствия и сложность изменить поведение почти взрослой дочери.
Ваши опасения оправданны, если есть зависимость, в данном случае никотиновая, запреты малоэффективны. А вот наказание необходимо, так как позволит ей почувствовать ответственность за совершаемые поступки. Форму и степень наказания можете определить только вы сами. Самый простой способ – не решать за дочь те проблемы, которые неизбежно возникнут, свою позицию нужно обозначить спокойно и твердо. При этом важно соблюсти баланс, сохранив понимание, теплоту и доверие в отношениях. Обвинения и тотальный контроль лишь усугубят ситуацию, разрушат доверие, и тогда уже никакие слова не смогут его восстановить.
Очень действенный способ воспитания – это жизненные примеры. Василий Лановой как-то поделился своим опытом отказа от курения. Он присутствовал при операции курильщика и увидел его легкие, почувствовал запах, исходивший от них. Это было настолько страшное зрелище, что после он уже не смог курить. В интернете есть ролик с его рассказом. Таких примеров при желании можно найти много, делитесь время от времени с дочерью своими находками. В 16 лет есть еще одна важная потребность – девочки хотят нравиться, быть привлекательными и красивыми. Вы совершенно справедливо заметили, что курить некрасиво. Беседуйте о том, как молодые люди относятся к курящим девушкам. Курение небезобидно и для построений любовных отношений, курящий человек не может в полной мере прочувствовать теплоту в отношениях, его сердце остается холодным. Постепенно вы сформируете полную и яркую картину последствий курения, а значит сформируете правильное отношение. Конечно, формировать отношение к курению лучше до наступления подросткового возраста, чтобы уберечь от соблазна попробовать, но человек в любом возрасте и в любой ситуации нуждается в правильных ориентирах. Важно при этом избегать навязчивости и нравоучений. История, рассказанная интересно, с долей юмора и интриги, обязательно оставит след в душе ребенка.
Есть еще один фактор воспитания, самый важный и действенный. Это ваше поведение и ваша жизнь. Ребенка обмануть невозможно, он копирует образцы поведения родителей безошибочно и следует именно им, а не словам. Самую большую помощь вы окажете ребенку, взглянув на собственную жизнь, собственные поступки. Случившееся с вашей дочерью – повод заняться собственными нерешенными вопросами, ведь в своей жизни вы полновластная хозяйка.