Как перестать быть эгоисткой по отношению к своим детям?

Вопрос психологу:
Здравствуйте, уважаемые психологи!
У меня двое детей, они погодки. 3 года и 2. Как и все детки, хулиганят, капризничают, иногда не спят, но в целом замечательные, чуть не идеальные детки. Меня волнует не их поведение или непослушание - меня волнует моё собственное отношение к их поведению. Стала за собой замечать, что под прикрытием усталости начинаю откровенно срываться. Физического насилия с моей стороны нет. Но есть желание попрекнуть, вслух высказать, причём громко, неприятно. Именно так, как говорила мне моя мама и за что я её всегда осуждала. Пример: иногда старший плохо спит ночью, постоянно просыпается (мало ли, плохой сон, хочет пить или магнитная буря в конце концов). Но у меня на первом месте не успокоить его, а повозмущаться, что да как же так, ты не даёшь мне спать, бессовестный! И у меня хватает ума и запала ему это ночью высказывать! Потом я осознаю, что это просто идиотизм выговаривать 3-летнему ребёнку. Но в тот момент я у себя на первом месте, я уязвлена, Я Я Я кругом одна я у себя я недосыпаю, всё на мне... Хотя объективно мне помогают и родные и муж, и время на себя у меня остаётся! То есть это как избалованность с моей стороны что ли... Как её вырвать с корнем из себя? Читаю статьи и книги о воспитании деток и отношениях с ними регулярно, но никак не прочувствую ту самую непогрешимую бескорыстную мамину любовь, не научусь терпению к своим любимым карапузам. Как научиться вставать на место ребёнка и в моменты раздражения испытывать спокойствие и заботу, не сердиться? Я постоянно говорю им о любви и что я их не брошу, при этом если они не слушаются на улице и не хотят со мной идти, картинно поворачиваюсь со словами Ну как хотите, и делаю несколько уверенных шагов вперёд, чтобы они подумали, что я готова уйти, испугались и побежали за мной. В эти моменты я верю, что это их воспитает, искренне! А когда мой псевдопедагогический порыв проходит, я думаю, какая же я дура эмоциональная. Там, где нужно лишь одно терпение и участие, у меня собственные порывистые эмоции. Помогите, пожалуйста, как-то самой повзрослеть что ли, мне давно пора, а своими силами сложно себя настроить. Читаю, анализирую, стараюсь. А в некоторые моменты вся моя работа над собой как слетает.
Автор вопроса: Наталия Возраст: 28

На вопрос отвечает психолог Гладкова Елена Николаевна.
Здравствуйте, Наталия!
Мне понятно Ваше состояние. И совсем Вы не эгоистка, хотя такое определение Вам, наверное, кажется более оправдывающим Ваше состояние и поведение. А все потому, что Вам, как и большинству женщин на территории нашей страны, внушали, что мать – это эталон терпения, бездна сил на все случаи жизни, беззаветная преданность семье и детям, жрица семейного очага, готовая на самопожертвование и отказ от своих потребностей. И не дай бог, если вдруг она окажется слабой, устающей от эмоциональной ответственности, которую взвалила на себя по доброй воле! Да и помощь ей должна быть строго дозирована, регламентирована, а уж принимать ее она должна только в том случае, когда «скорее мертва, чем жива»!
Ваш случай – типичное тому доказательство! Вам просто невозможно быть слабой, уставать от удовлетворения потребностей детей, от эмоционального контакта с ними. И если такое случается, значит Вы – эгоистка, озабоченная только собой! Плохая мать, недостаточно взрослая личность и т.п.
Мамам, особенно маленьких детей, тоже свойственно уставать. Они обычные люди, существующие в период полной зависимости детей от них, в условиях, приближенных к боевым. Они так же могут эмоционально выгорать, нуждаться в смене обстановки, во времени для себя и удовлетворения своих потребностей. И сон им положен тоже, желательно полноценный, хотя бы часов 6-7. И то, что по ханжески называют «отпуск по уходу за ребенком», не только по сути не является отпуском, о совсем даже наоборот – это работа в режиме нон-стоп, когда от состояния матери, в большинстве своем, зависит здоровье, покой и уровень развития детей.
Вот Вы пишите, что муж Вам помогает и время на себя у Вас остается. Но я очень сомневаюсь, что в это «время на себя» у Вас получается вспомнить, что кроме матери, Вы можете еще быть и востребованным специалистом своего дела, и сексуальной женщиной, способной увлечь мужчину, пусть даже и своего мужа, и интересным собеседником, способным говорить не только о сказках, мультиках и успехах собственных детей, но и культуре, искусстве, прочитанной недавно книге, освоенном новом навыке. Думаю, что этого времени у Вас даже не хватает на то, чтобы почитать эту самую новую книжку или посмотреть спектакль, а уж сходить куда-нибудь на выставку или заняться повышением своей квалификации или обучаться чем-то новому и интересному его нет и подавно!
Женщина может и должна не забывать о том, что она не только мать, хотя в определенные периоды жизни эта роль должна быть на первом плане. Она тоже личность, у которой есть круг интересов, пусть пока и ограниченных и, возможно, второстепенных. Но они есть! А значит она вправе рассчитывать на то, что может получить поддержку не только на поход в салон красоты, чтобы привести себя в кое-какой порядок. И эту поддержку необходимо оговаривать с теми, кто рядом с Вами. Это и муж, и ближайшие родственники, а в, возможно, даже привлеченный для этого подготовленный персонал. И я больше, чем уверена, что мать, имеющая собственные интересы, на которые она умеет находить время, будет дарить не меньше любви и заботы и детям и мужу только от того, что она будет на них отвлекаться! А главное, она уже не будет рассматривать свое материнство, как тяжелое испытание, через которое она и семья должны пройти , а она должна выйти победителем. Победа через потерю себя еще никого не делала счастливее, а уж окружение от таких потерь иногда страдает даже больше самого потерявшего. Что толку в срывах своей неудовлетворенной действием агрессии, которая будет изливаться на окружающих, хотя направлена на себя? Какая поддержка и уверенность будет исходить от матери, неуверенной даже в том, что она достаточно хороша для своих детей? У уверенной в себе матери и дети быстрее становятся самостоятельными. У уверенной в себе женщины и мужчина продолжает быть опорой семьи и уверенными в себе.
Так что, переставайте корить себя за свою слабость! Она бывает у всех, только общество не считает нужным ее признавать из-за своих, порой, совершенной ханжеских устоев. Постарайтесь обговорить с мужем или родными варианты Ваших «передышек» от своих обязанностей. Подумайте, чтобы Вам хотелось в эти периоды делать и делайте! Пусть это будет полноценный сон, или занятия фитнесом или йогой (очень рекомендую, как ресурсную технику!), а может посещение подготовка к учебе или посещение каких-то мероприятий, на которые Вам давно бы хотелось сходить. Вы ведь можете «обучаться» вместе с Вашими детьми: они делать в жизни свои первые шаги, а Вы постигать новые знания или навыки, которые сможете использовать, когда дети станут более самостоятельными и готовыми социализироваться в обществе.
Ищите возможности удовлетворять свои потребности! Тогда Вам точно будет дело до удовлетворения потребностей тех, кто Вам дорог! А главное хватит на это сил и любви!
С уважением, Елена Гладкова