Приемная дочь не проявляет интереса к учебе.

Вопрос психологу:
Добрый день! У меня дочь Виктория 11 лет. Проблема у нас с учебой в школе с 1 класса, абсолютное отсутствие интереса к учебе, в результате четвертные двойки. До 5 класса я помогала ей в учебе, четверть заканчивала без двоек. В 5 классе она наотрез отказывается от моей помощи. На замечания, что она должна делать уроки дома, а в классе быть хоть немного повнимательней и выполнять задания - она отвечает агрессией (кричит, или тут же убегает на улицу). За эти пять лет она не прочитала ни одной тоненькой книжки (когда читала я ей, она слушала). В 3 классе были на медико-психоло-педагогической комиссии (по моей просьбе). Нам ответили, что нужен репетитор. Я приглашала репетитора по математике и по русскому, но эффекта не было. Потом мне сказали, что пока у нее не будет в сознании понимания учиться, бесполезно. Много работали с психологом, они удивлялись и говорили, что в общем то девочка сообразительная, но почему такое отношение к учебе - не поймут. Вика всем и всегда обещает исправиться, взяться за учебу, но ее хватает только на 1 день. Ее не пугают двойки и вызовы к социальному работнику школы. Там она ведет спокойно, пускает слезу и дает клятвенное обещание учиться, но все впустую. В школе на уроках учителя жалуются на то, что Вика невнимательная и постоянно отвлекается, занимается посторонними делами (кстати дома она ведет себя также, усадить за уроки я ее не могу, говорит, что сделала в школе или ничего не задано). Неоднократно в школе с ней работал психолог, которой Вика постоянно обещает исправить оценки. По характеру девочка добрая, никогда никого не обидела в школе, она хорошо поет (поет с 4 лет) и рисует ( занимала призовые места в городе по вокалу), но кстати и свои таланты она развивать не стремится, приходится ее постоянно заставлять (когда получается, когда нет), она не стремится к победам и быть хоть немного лучше, ее все равно, что двойки, что первые или последние места по вокалу. Я постоянно обращаюсь к учителям за помощью, но совета не получаю- только терпения. Боюсь, что оставят ее на второй год. Что ее больше всего интересует и нравится?- Это когда ее не трогают, когда дают ей возможность посидеть на компьютере, в контакте. Любимого занятия у нее нет, за что берется, быстро все надоедает. У нее уникальный голос ( говорят руководители) и здорово рисует, но своим отношением к учебе (даже к пению) она просто губит себя. Вот такой ребенок. Я воспитываю ее одна ( удочерила в 6 мес), люблю просто безумно, а что делать с ней просто не знаю( на нее не действует теперь ни "кнут, ни пряник"). Спасибо.
Автор вопроса: Анжелика Возраст: 47

На вопрос отвечает психолог Герасименко (Колос) Людмила Николаевна.
Здравствуйте Анжелика, многие родители, у которых есть дети школьного возраста, сталкиваются с проблемой отсутствия мотивации к учебе у ребенка.
Возможно у Вики не была сформирована психологическая готовность (которая должна появиться еще в дошкольном возрасте ). Психологическая готовность определяется уровнем развития произвольного поведения, т.е. умением ребенка подчиняться определенным правилам и делать не то, что хочется в данный момент, а то, что делать необходимо. Если это так, то надо начинать все сначала, развивать умение преодолевать себя, приучать ребенка делать не только то, что ему нравится, но и то, что не нравится, но необходимо.
Очень важный период в жизни школьника переход в среднее звено. Появляются новые предметы, учителя, сильно возрастает нагрузка. Научитесь слушать ребенка и вникать в его проблемы. В этом возрасте она особенно нуждается в вашей помощи. Выучить все, что задают в школе, практически не возможно. Именно поэтому может пропасть интерес к учебе. Научите правильно распределять нагрузку и планировать время.
Дети в таком возрасте учатся только для Вас, ради вашей похвалы и признательности. Не надоедайте ей нотациями, а сделайте ставку на любознательность. Тогда учеба станет для нее радостным открытием и круг интересов постепенно расширится.
Еще совет, поменяйте настрой к проблеме. Как говорится: «Если не можешь изменить ситуацию, измени свое отношение к ней». Попробуйте увидеть положительные моменты в создавшейся ситуации (вы пишете, что Вика добрая, открытая девочка) и преодолейте ее по возможности легко и с юмором. Говорите себе, школа – это часть жизни! Не стоит зацикливаться на ней! Не одна образовательная программа не сделала «ножку маленькой, а душу большой», а ученика здоровым и счастливым. Это не самое главное, хоть и важная часть жизни – именно это вы должны транслировать, а не трагедию, страх, уныние. Вы должны быть с ребенком одной командой и вместе с ней выступать против вредных примеров и каверзных задач. И обязательно победите их: такой настрой придает ребенку гораздо больше силы и уверенности, чем пугающий взрослый.
Ко всему этому еще у Вашего ребенка начинается переходный возраст. Девочка становится боле чувствительной, часто меняется настроение, отношение к себе, появляется желание, выделится из общей массы сверстников любой ценой. Девочки становятся грубыми, дерзкими, агрессивными.
Надо Вам запостись терпением и спокойствием. Ни при каких обстоятельствах нельзя решать проблемы криком и скандалами. Любую проблему, какой бы неразрешимой она казалась на первый взгляд, следует решать только диалогом с ребенком.
Из Вашего письма не совсем понятно Ваше взаимоотношение с Викой. Я поняла, что у психологов, на комиссии девочка ведет себя иначе, чем с Вами (она может проявлять агрессию, убежать из дома).
Хорошо бы выяснить, что стоит за таким поведением. Что девочка хочет сказать, какая потребность у нее неудовлетворенна. Какие у Вас взаимоотношения: может Вы слишком зациклились на учебе, гонка за успеваемостью, а Вике не хватает доверительных бесед, когда можно просто поговорить, поделиться друг с другом секретами, посмеяться. Расскажите о том, когда Вы были в ее возрасте, какие были проблемы и как Вы с ними справлялись.
Ваш ребенок - это личность, ничего не должная Вам, но до какого-то момента зависящая от Вас и нуждающаяся в Вашей поддержке и Вашем признании ее как самодостаточной.