Родители вечно ссорятся.

Вопрос психологу:
Здравствуйте, меня зовут Аня и я живу в большой семье (4 ребенка (17, 15, 11 и 3 года), мама с папой и мамина мама). Помогите, пожалуйста я не знаю, что делать.... Родители стали, постоянно ругаться по пустякам и часто это доходит до драки. То одно, то второе, то третье ...и сразу крики на весь дом, иногда посуда/стулья/и др может полететь, хлопанье дверьми... пару раз, даже соседи приходили (тогда мне было лет 9 ).... и вот опять началось. Мама стала часто куда-то уезжать (уходит рано, приходит поздно часов в 11-12 ночи,) иногда вообще не приходит домой- ночевать остается у подруг. Папа, тоже уходит рано, но он приходит на обед и намного раньше вечером (часов в 5 вечера). Они уже давно так часто ругаются время от времени (где-то с 2013). И еще, когда они ругаются влезает бабушка, начиная защищать маму, говоря какой у нее плохой муж и т.д. Может, если б она не лезла они бы ни так сильно не ругались.
Вот и сегодня мама пришла (было где-то 23 часа), собрала младшего брата (3 года) и папе ничего не сказав, собралась ехать в Питер на все выходные(пятница-воскресенье). Бабушка сказала папе и они опять поругались... поорали и дома, в лифте и на улице, но мама все равно уехала... Мне брата жалко, он попал под горячую, когда папа бросился на маму с кулаками (((( И никто не мог его (папу) остановить. В такие моменты очень страшно и обидно. Я не хочу, чтоб они опять развелись, как тогда, когда мне было 7 лет... опять выбирать с кем жить, обиды со стороны родственников , что такая плохая... пошла с мамой, а не с папой... А с другой стороны развод, даже к лучшему, может ругаться так не будут. Помогите советом, что мне делать? Я уже устала, что они постоянно дерутся и ругаются и брат, глядя на них, дерется и кричит постоянно "отстань"...хочется это всё прекратить, чтоб было всем хорошо. Заранее спасибо, что выслушали меня и помогли, чем смогли. Просто уже слез нету, а просто трясёт, когда они начинают орать друг на друга((( И в школе говорят, что я стала очень скромной и зажатой..."исчезли" все друзья, не с кем поговорить, сидеть за партой(
Вопросы: Как помочь родителям, чтоб они меньше ругались? И что делать мне, когда они начинают ругаться? Спасибо.
Автор вопроса: Анна Возраст: 15

На вопрос отвечает психолог Шиколаева Светлана Сергеевна.
Здравствуй, Анна,
Очень хорошо, что ты обратилась за поддержкой. Тяжело нести на себе крест родительских отношений.., поэтому лучшее, что можно, и даже советуется делать в этом случае – это доверяться и рассказывать о ситуации тем людям, которые в состоянии понять, принять, не осудить и поддержать своим искренним участием.
Анна, пожалуйста, постарайся смириться и принять тот факт, что родители твои – это взрослые люди. Они имеют собственный многолетний багаж за плечами, опыт прожитых лет, опыт совместной жизни. Они хорошо знают друг друга и самостоятельно отдают себе отчёт о собственных действиях и поведении.
Понимаю, как тебе нелегко наблюдать их поведение и образ взаимодействия – такой вот громкий, напряжённый, резкий и вызывающий.
Анечка, не существует в нашем мире механизмов, способных детям влиять и изменять родителей – их образ жизни и поведение. И слава Богу. Сосредоточься на себе и своих братьях и сестре. Родители пусть разбираются сами. Они взрослые люди, и без их желания как-либо повлиять на них невозможно. Пусть они живут так, как могут. Они любят вас, своих детей, - это самое главное. У них могут быть противоречия, и они могут выражаться в виде бурных скандалов, но, - это ИХ жизнь, это ИХ отношения. Повлиять на них ты, Аня, не можешь и не должна.
Как я сказала в самом начале, ты молодец, что поделилась своею болью. Есть ли у тебя близкий тебе взрослый человек, с которым ты бы могла поделиться и рассказать всё, и услышать в ответ слова поддержки и утешения, и мудрый совет? Это может быть кто-то из родственников, или же учитель, наставник, кто-то из родителей твоих друзей – главное, чтобы это был человек, которому ты доверяешь, который способен, на твой взгляд, выслушать и принять всё, что ты расскажешь. Поделись с таким человеком.
Ты правильно поступаешь, что ищешь поддержки.
Аня, ещё раз скажу… Не трать напрасно силы на стремление и попытки как-то повлиять на родителей. Сконцентрируйся на том, чтобы максимально улучшить, сделать комфортной, свою собственную жизнь и жизнь твоих братьев и сестры – это тебе по силам, это реально и достижимо.
Не осуждай маму и папу. Они, безусловно, любят вас, своих детей. Что-то глубоко личное, неведомое вам, движет ими в их личных взаимоотношениях, но только они сами способны разрешить их личные конфликты.
Аня, что ты могла бы делать практически. Во-первых, не переноси личную жизнь родителей в свою собственную личную жизнь. Ты – это ты. Ты ЗА ПРЕДЕЛАМИ конфликта родителей между собою. Пожалуйста, вдумайся в это.
Также старайся доносить эту мысль о ЗАПРЕДЕЛЬНОСТИ от конфликта родителей до братьев и сестры.
Начинай структурировать и заполнять свою собственную жизнь – время и пространство – тем, что интересно лично тебе. Твой возраст сейчас самый благоприятный для этого.
Я понимаю, что дома из-за скандалов родителей не самая лучшая обстановка, чтобы заниматься тем, что тебе нравится, но постарайся использовать все возможности и ресурсы для того, чтобы реализовывать себя в школе, в секциях и кружках, среди друзей и так далее.
Ты пишешь, что стала зажатой, что «исчезли» друзья. Возможно, что это и не только из-за того, что мама с папой конфликтуют и ругаются. Возможно, что такова твоя естественная реакция на взросление, твоя попытка преодолеть кризис подросткового возраста.
Ищи и проси поддержки тогда, когда ты чувствуешь, что это необходимо тебе. Но только будь предельно разборчива. Открывайся и проси поддержки у тех, кому доверяешь. И уж если веришь в человека, доверяешь ему, то не бойся раскрываться, не бойся делиться своею болью, или сомнениями, или тревогой…
Всего тебе доброго! И удачи! Береги себя. Не отчаивайся никогда в жизни!
С уважением,
Шиколаева Светлана, психолог
Вы можете обратиться ко мне за психологической поддержкой, консультированием или психотерапией.
+7 915 267 3638
[email protected]
Skype: svetlashi