Как помириться с мамой?

Вопрос психологу:
Здравствуйте, меня зовут Таня, мне 18 лет. Вообще, я очень люблю свою маму и никогда не отзываюсь о ней плохо, но у нее есть одна не самая лучшая, так сказать, «привычка» - она постоянно чужие слова воспринимает на свой счет, что ей не скажи. Поэтому я всегда стараюсь следить за своим языком, боясь любой мелочью обидеть ее. Два года подряд мы с ней крупно ссорились. В первый раз я забыла позвонить ей и сказать, что задержусь в школе, из-за чего мы потом месяц не разговаривали. В конце концов всё пришло к тому, что мы обе орали друг на друга, плакали и выяснилось, что она просто-напросто ждала от меня извинений. В прошлом же году мы с ней поругались точно также, только на этот раз из-за другого повода: утром перед школой я залезла в ноутбук по своим делам. Она меня торопила, мол, опоздаю, а я ей, будучи занятной своими делами в интернете, видимо, не тем тоном, по ее мнению, ответила, мол, «у меня рассчитано всё», из-за чего она опять обиделась и не обращала на меня внимание. Я решила в тот раз не терять времени и сразу извинилась. Но вместо долгожданного прощения она в очередной раз наорала на меня и так и не простила. Благо, в конце концов всё обошлось, после чего я стала еще внимательнее следить за тем, что и как я говорю, потому что если я как-то не так могу что-то произнести, она сразу воспримет это как неуважение к ней, и будет на меня обижаться.
В этом году я поступила в университет, и по вторникам мне нужно выходить из дома раньше, т.к. всю неделю, кроме вторника, мне ко второй паре. А так как по вторникам нужно выходить раньше, нужно и вставать, следовательно, тоже раньше. Учусь я уже чуть больше месяца, и каждый вторник я всё время опаздываю. Дело в том, что завтрак нам всегда готовит мама. Каждое утро она встает раньше всех и варит нам кашу. Ежедневно я всегда всё успеваю, но именно по вторникам из-за этой самой каши я всегда опаздываю. Просто я себе завожу будильник на 7:10, 7:00, уже даже 6:50 проверяла. Но у мамы принцип – без каши никакого завтрака. Раньше у нас даже из-за этого мелкие ссоры были, потому что она могла воспринимать мой отказ от каши как «ты вообще ничего полезного не хочешь» или же «сама себе тогда всё делай». Поэтому я заранее знала, что с этим к ней нужно искать определенный подход. В этот понедельник я предупредила маму о том, что во вторник, то бишь на следующий день, я встану еще раньше. И проблема пошла от того, что я не знала, как ее спросить о каше. Просто мне не хотелось говорить что-то, мол, «вставай раньше, потому что я не успеваю», но и говорить, чтобы она не готовила, тоже не хотелось, потому что я прекрасно знала, как она это воспримет. Мне в принципе не хотелось просить вставать ее раньше, ибо это как-то некрасиво, к тому же, не хотелось лишать ее лишнего сна из-за варки каши. А если бы я попросила ее не готовить мне по вторникам, она могла бы решить, что мне что-то не нравится в ее готовке. Я старалась мягко намекнуть ей «обходными» словами, мол, «так и так, мам, я опаздываю, так что если тебе не сложно, ты встань пораньше, или же не вставай, если не хочешь». И, возможно, всё бы обошлось, но потом к разговору подключился папа. Он со мной в этом согласился, сказав ей о том, что из-за варки каши он тоже опаздывает и не успевает вовремя привезти моего младшего брата в школу. И если я старалась говорить мягко, папа же говорил напрямую – либо вставай раньше, либо не готовь в принципе. В общем итоге мама обиделась, причем только на меня. Во вторник она меня не будила и ничего не готовила, а когда встала, я хотела поцеловать ее, как и делаю это каждое утро, но она даже не повернулась в мою сторону. Вела себя остраненно, холодно. Уйдя в университет, я надеялась, что после него вернусь домой и всё пройдет. Вот только ничего такого не случилось; когда я не нашла в холодильнике чего-либо на обед, она на меня накричала, мол, всё перед носом. На следующее утро я надеялась на то, что она всё же хоть как-то остынет. Но всё повторилось – она меня не разбудила, завтрак мне не готовила, будто устроила какой-то бойкот. И опять же не среагировала на мое желание поцеловать ее. Вечером того же дня я стала, честно скажу, задумываться над не самым приятным. Мне хотелось сделать что-либо с собой, чтобы она благодаря этому забыла о своей обиде и сконцентрировалась на другой проблеме. У меня не было мыслей о суициде, я не хочу кончать жизнь самоубийством, ни в коем случае. Просто с ней я только такое решение и вижу – поставить себя в опасную ситуацию, чтобы она отвлеклась от обиды и думала о том, что со мной могло бы что-то случиться. И, честно говоря, меня саму это уже пугает. Я, наверное, даже ищу какую-либо возможность подвергнуть себя такому, чтобы в конечном итоге оказаться в больнице и знать, что она думает не о том, какая я у нее плохая, а о том, что она могла меня потерять в любой момент. Возможно, это глупо, скорее всего, это так и есть, но я не знаю, как с ней еще поступать. Если в первый раз я не додумалась извиняться, во второй я всё же сделала это, хотя не так уж и виновата была, то сейчас я просто не вижу смысла. А с учетом того, как она среагировала на мои извинения в прошлом году, мне даже делать этого не хочется. А если просто спросить, что ее злит, у меня нет сил, потому что я чувствую, как начинаю плакать, а я не хочу этого делать при ней, потому что она может решить, что я давлю на жалость. Да и в любом случае мои слезы для нее никакой роли не сыграют. И разговором, который я могу затеять, боюсь сделать только хуже. В итоге я уже третий день только и думаю о том, какая я ужасная дочь, как она меня не любит, и как мне хочется, чтобы это закончилось. У меня нет желания идти домой, я как можно дольше оттягиваю этот момент. Потому что прихожу и всем нутром чувствую, как она на меня злится и обижается. Из-за всего этого хочется даже из дома убежать, лишь бы она не относилась так ко мне. Но я правда не понимаю, что такого сделала, что она опять так обиделась? Ведь многие дети ведут себя со своими мамами куда хуже, желая им смерти и посылая на три буквы прямо в лицо. А я даже собственной вины ни в чем не вижу. И, тем не менее, это не помешало ей на меня обидеться и начать игнорировать, только иногда бросая одно-два словечка в мою сторону. Это меня безумно напрягает, и я уже не представляю, что мне делать. Боюсь наделать глупостей, хоть и не хочу, но другого выхода не вижу. Ее такое отношение ко мне меня ужасно угнетает, я не могу нормально сосредоточиться на учебе, я хамлю своим друзьям, даже тем, кто пытается мне помочь, поддержать. Единственное, что я делаю – это плачу и думаю-думаю-думаю об этом. И уже к концу третьего дня ко мне всё же стали приходить мыли о суициде, потому что кажется, что так будет проще, хоть я и прекрасно знаю, что не смогу решиться на такое. Но ведь это наверняка не последняя наша ссора, а если она вот так на меня обижается и доводит меня до такого, как мне с этим и дальше справляться. Помогите мне, пожалуйста, я понятия не имею, что мне делать и как мне быть.
Автор вопроса: Татьяна Возраст: 18

На вопрос отвечает психолог Мишнева Елена Юрьевна.
Здравствуйте, Татьяна.
Мне понятны ваши чувства и желание обратить на них внимание мамы. Однако это можно сделать другим способом, не совершая никаких «глупостей».
Наверное, своим молчанием, ваша мама пытается «сказать» о какой-то проблеме. Может она устала «отдавать себя семье», хочет, чтобы ее усилия ценили (чаще благодарили, хвалили, замечали какие-то мелочи, сделанные ею в доме). Возможно, ей кажется, что ее не любят, потому что не ценят ее усилий (подъем раньше всех, желание накормить здоровой пищей). Возможно, она не отказалась бы от вашей помощи в каких-то домашних делах. Например, вы могли бы предложить маме сварить кашу для всей семьи, вместо нее.
Мы можем только предполагать, и строить догадки о том, что именно вашу маму тревожит. Но, если вы хотите решить эту проблему и избежать похожих конфликтных ситуаций в будущем, вам обязательно нужно поговорить.
Решиться на разговор в такой ситуации трудно, и, возможно он получится слишком эмоциональным (как у вас уже было). Попробуйте ей написать. Думаю, она даже не догадывается о том, как вам сейчас плохо и о том, что вы так стараетесь ее не ранить и уберечь от обид. Напишите о своих мыслях и чувствах («думаю о том, какая я ужасная дочь, как она меня не любит»). О том, что любите ее и цените то, что она для вас делает. Что очень боитесь ее обидеть, и когда это случается, очень переживаете и не знаете как это исправить. Что вам нужна ее любовь, понимание и прощение. В общем, обо всем, что давно не решались сказать. Возможно, мама вам тоже напишет или решится спокойно поговорить. Ведь и она переживает, потому что любит вас.
Удачи!