Папа не верит в меня и заставил выбрать специальность, которая мне не нравится.

Вопрос психологу:
Здравствуйте!
Я попала в такую ситуацию, решение которой главным образом повлияет на мою жизнь.
Мои родители - стоматологи, и они заставили меня пойти по их стопам: сейчас я на первом курсе. С раннего детства они перечили всем моим мечтаниям и говорили: ты будешь стоматологом и никем другим. Особенно папа. Когда другие дети злились, что родители заставляют их ходить в художку, или же играть на скрипке, то я со слезами на глазах им завидовала. Папа запрещал мне заниматься музыкой (стоматологу ведь это не нужно!), а когда узнал, что я пишу рассказы и стихи - вообще был в ярости. И еще я рисую. Раньше он это терпел. Но теперь, когда я на первом курсе, его мое занятие тоже бесит. Мама ничего не может с этим поделать. Наверное, ей этого не понять: ни она, ни отец, творческими людьми не были. А я не могу представить свою жизнь без творчества! Я хотела быть писателем, журналистом, архитектором, но никак не стоматологом. Меня эта профессия просто отвращает. Не знаю, как буду учиться дальше, ведь и крови я боюсь, а при виде уколов падаю в обморок. Но папе всё равно. Я долго и мучительно пыталась все это объяснить. Но он каждый раз отвечал: стоматолог - это престижно, ты будешь обеспечена, а те профессии, которые тебе нравятся - обречение на нищету. Но последний разговор меня довел до нервного срыва. Папа сказал... Что я - ноль. Что я никогда ничего не добьюсь, что я без родителей беспомощная и... Что он в меня не верит.
Все говорят, что у меня талант, а папа - единственный человек, который это отрицает.
К тому же, у меня нет людей, которых бы я считала настоящими друзьями, нет и не было любимого человека, потому, что в моем окружении нет таких творческих людей, как я. Единственный друг - это мама, но ей тоже спокойнее видеть меня стоматологом. Даже несчастным.
Я плачу почти каждый день, учусь на тройки и двойки, так как стимула никакого нет. Сейчас я думаю: а может бросить мне мед академию? Зачем мне престижная специальность, которую я ненавижу? Зачем мне деньги, если они не приносят счастья... Будет ли лучше, если я пойду своей собственной дорогой, без гарантии на будущее или смириться... И стать еще одним несчастным одиноким человеком из серых масс? Помогите пожалуйста... Я в тупике выбора.
Автор вопроса: Надежда Возраст: 17

На вопрос отвечает психолог Шиколаева Светлана Сергеевна.
Здравствуй, Надежда,
В такой ситуации, как у тебя, когда выбор родителей в корне разошёлся с твоими собственными желаниями, и ты уже учишься там, где не хочется и не нравится, - в такой ситуации важно, чтобы ты для себя сейчас чётко определила желаемую на сегодняшний день профессию и то учебное заведение, в котором могла бы учиться. Удели этому время. Определись – писательство, журналистика, рисование, архитектура, либо ещё что-то, но сейчас нужно выбрать. К сожалению, у тебя не тот случай, когда родители смогли бы подсказать что-то определённое из общей сферы, вместе поразмышлять, попредлагать варианты и т.п. Так как рассчитывать на это пока не приходится, постарайся определиться сама, чтобы разговаривать на тему смены профессии конструктивно и по делу.
Если тебе не до конца понятно, почему родители настаивают на своём выборе, то выясни это. Спроси ещё раз, попроси ещё раз объяснить. Старайся вести спокойный диалог, не идти на конфликт. Ведь, исходя из того, что ты рассказала про реакцию папы, возможно, причина не в том, что выбранные тобою профессии не престижны в обществе и не могут приносить хороший доход, а в том, что папа боится, что ты не справишься, не сможешь реализоваться по выбранной тобою специальности. Стоматология – это то, что ему хорошо известно. Он может быть обеспокоен не столько уровнем твоего будущего дохода, сколько тем, что сможет помогать с учёбой и с дальнейшим устройством на работу. Он не доверяет твоим силам и способностям, и ему тревожно от того, что он не сможет никак помогать тебе на пути творчества. Собственно, он уже говорил тебе об этом. Надежда, если ты чувствуешь в себе силы побороться за собственный выбор, то твоя задача это папино мнение хотя бы для начала пошатнуть. Поэтому тем более важно, если ты определишься сейчас с учебным заведением, в котором ты хотела бы учиться.
Надежда, всегда старайся спокойно и до конца выслушивать родителей, их точку зрения, не перебивай, не переходи на менее ровный тон, но постарайся быть готовой аргументировать свою точку зрения. Например, найди в интернете сведения о вакансиях и заработной плате по тем специальностям, которые тебе интересны.
Если мама менее категорична, то попробуй, предложи ей обратиться вместе с тобою к психологу с запросом на твою профориентацию.
Если в вашей семье есть родственники, которые смогли бы тебя понять и поговорить о тебе с папой, обратись к ним. Опиши ситуацию, попроси поддержать тебя. Это также могут быть друзья семьи. Главное, чтобы эти люди были в хороших отношениях с мамой и папой.
И ещё, самое главное. Надежда, конечно, лучше всего выбирать профессию по своим увлечениям, наклонностям, способностям. Это так. Но реалии жизни таковы, что не всегда сразу мы можем воплотить наши мечты и желания. Поэтому старайся всегда спокойно воспринимать те события, которые происходят в твоей жизни. Если родители настойчиво и категорично будут продолжать навязывать тебе свой выбор, то подумай, что будет для тебя менее болезненно: продолжать отстаивать свою точку зрения и идти на конфликт или пока в сложившейся ситуации «отложить» на время своё желание? Что менее болезненно, то и выбирай.
И очень хорошая информация для тех, кто не определился в 17 лет с профессией и пошёл туда, куда ближе, или туда, куда определили родители, а также для тех, кому, как и тебе, Надежда, пришлось подчиниться воле родителей и пойти учиться туда, куда совсем не хотелось. Не нужно в этом случае сильно переживать. На самом деле более-менее определиться большинство людей может только к 21 году, когда полностью формируется мозг и достаточно развивается и укрепляется психика человека. Поэтому огромное число выпускников ВУЗ-ов и колледжей, поступивших туда в 17 лет, не идут работать по специальности. А очень многие из них, имея уже большую свободу (часто и психологическую, и материальную) от родителей, идут дальше по жизни в те сферы, куда хотели или куда только сейчас потянуло, идут туда учиться, получают второе образование, работают там и т.п.
Надежда, удачи тебе! Желаю, чтобы всё у тебя сложилось наилучшим образом. Помни поговорку: «что Бог ни делает – всё к лучшему». Всего тебе доброго!
С уважением,
Шиколаева Светлана, психолог
Вы можете обратиться ко мне за психологической поддержкой, консультированием или психотерапией.
+7 915 267 3638
[email protected]
Skype: svetlashi