Дочь подросток стала агрессивной и надрезает кожу на руках...

Вопрос психологу:
Добрый день! Меня зовут Людмила, мне 38 лет. Семья наша состоит из 5 человек: я, папа, дочери -16 лет и 13 лет. Живем мы в двухкомнатной квартире, т.к. бабушка после инсульта - у нее отдельная комната, вся остальная семья живет в одной комнате. Мы с мужем работаем, домой приходим поздно, поэтому время на длительные общения почти нет. Конечно, приходя с работы я обязательно приласкаю девочек, спрошу как прошел их день, но на нормальное общение нет сил.
Уже почти 1,5 года у нас проблема - с младшей дочерью стало очень тяжело общаться, на все замечания реагирует агрессией или просто делает вид, что не слышит. Год назад в добавок ко всему мы перенесли парез Белла, но лицо восстанавливается, внешне уже не заметно,были на индивидуальном обучении, в школу не ходили. Теперь проблема отправить ее в школу - доходит практически до рукоприкладства, чтобы она встала с кровати и пошла в школу. Разговоры о необходимости учиться не помогают, учителя пробовали поговорить - та же ситуация, подруга поговорила - ноль. Недавно заметила, что она надрезает на руках кожу, спросила зачем она это делает, объясняет, что когда ей обидно боль физическая как бы перекрывает боль душевную. А обижается она на практически на все: замечание, юмор и прочее. Еще и папа у нас с детьми общается часто в приказном тоне, что тоже вызывает раздражение у дочери.
Что делать? Как не потерять мою девочку? Как помочь ей выбраться из этого депрессивного состояния? Знаю, что жестокость детей заставила ее стать замкнутой : она полненькая с детского сада, длительное время молчала, что в садике ее дразнят, воспитатели не замечали, пока один раз не сорвалась дома, расплакалась и пожаловалась, т.к. у наших бабушек "легкий юмор" тоже часто обращается в сторону ее полноты. Мы ходили к психологу, она научилась не реагировать на "комментарии". Но мне кажется, что в душе ей очень больно, когда сама с ней пытаюсь поговорить - она отвечает, что все нормально, что я надумываю, что ей все равно - она такая какая есть, но я сама чувствую, что это не так. Просила домашних не обижать - бесполезно, они не понимают, что их так называемые ласки совсем не ласки, сама так выросла.
Подскажите, пожалуйста, как мне себя вести. Как сделать так, чтобы она "ожила" и стала вновь веселой и спокойной девочкой? Помогите не потерять доченьку.
Автор вопроса: Людмила Возраст: 38

На вопрос отвечает психолог Минаева Елена Викторовна.
Здравствуйте, Людмила. Давайте попробуем разобраться с Вашей проблемой и наметить пути выхода. Сначала хочется обратить Ваше внимание на возрастные особенности, характерные для подросткового возраста (а Ваша дочка - подросток). Для подростков чрезвычайно остро стоит вопрос о внешности, этому уделяется очень большое внимание. Второе: для подростков чрезвычайно важно мнение сверстников. С одной стороны хочется быть такими как все, а с другой выделиться из толпы. Третье: подросток считает себя не ребенком, а взрослым и ждет, что с ним будут обращаться как со взрослым!!! Перечисленные возрастные потребности должны удовлетворяться. И если они не удовлетворяются дома, ребенок будет реализовывать их в другом месте. Отсюда можно сформулировать рекомендации. Перестать шутить по поводу внешности дочери. Если Ваши близкие этого не понимают, нужно придумать как им объяснить, чтобы эта информация стала им понятной (возможно привлечение компетентного специалиста, который объяснит папе и бабушкам, почему не стоит шутить по поводу внешности девочки, возможно будет достаточно просто спокойного и доверительного разговора между взрослыми членами семьи без привлечения девочки). Помогите дочери стать привлекательной. Найдите хорошего парикмахера, продумайте одежду, посоветуйтесь со специалистами. Затем потихонечку поговорите с дочерью какие прически ей нравятся, обсудите, что носит молодежь, возможно ей чего-то хочется Внимание! Даже если ваши мнения по поводу внешности не совпадут, слушаем дочь, ее мнение в данном вопросе решающее. Раз ребенка пинками приходиться выгонять в школу, а разговоры о необходимости учиться не помогают, значит вначале надо понять причину этого протеста. И опять приходим к необходимости разговора, теперь с дочерью с глазу на глаз, без посторонних, спокойного, без нравоучений, основная цель которого понять, что происходит с дочерью, почему такой протест против школы (ее обижают, что-то не получается и т.д.). В ходе разговора, задайте ей вопрос, как она видит выход из ситуации со школой, что она планирует (учиться до 11 класса, пойти дальше в колледж или что-то еще). И опять мнение девочки будет главным. От ответа дочери будут зависеть Ваши дальнейшие действия. Далее, ищите, в чем Ваша девочка успешна, чем она выгодно отличается от сверстников, что ее интересует. Поддержите ее в интересе, помогите ей реализоваться (танцы, конный спорт, стрельба и т.д.). Людмила, от Вас потребуются усилия, волшебной палочки нет, отношения это труд и никто этот труд за Вас не сделает. Чтобы понять как общаться рекомендую почитать книги Ю.Б.Гиппенрейтор, возможно там Вы найдете ответы на некоторые Ваши вопросы. Удачи.