Переходный возраст у ребенка 14 лет. Как с ним общаться?

Вопрос психологу:
Как быть?
Живём с мужем почти 4 года. С нами живёт ребёнок мужа от первого брака. Мальчик, 14 лет со всеми вытекающими из этого последствиями. Переходный возраст в самом разгаре. Сказать, что борзеет это просто ничего не сказать. Хамит, грубит, может позволить и покрепче словцо в разговоре. Учиться не хочет, приходит из школы - портфель в угол и гулять до вечера. При попытке его посадить - истерики. Вчера муж начал разговор с ним об учёбе..., реакция такая, что мне до сих пор не по себе... Ушёл на кухню и начал биться головой об стену. На вопрос в себе ли он вообще ответил, что голова болит. Несколько раз ловили на том, что приходил подвыпивший. На днях пришёл весь в засосах... любовь у него. Режет руки себе - в шрамах все. Не регулярно конечно. Но пару раз был замечен с этим.
Про помощь по дому могу вообще не упоминать - нет такого понятия у него. Да он и позавтракать сам не может. Просит, чтоб всё было готово и стояло на столе. Форму школьную, носки свои и элементарные вещи постирать (в машине стиральной) тоже не может. В общем, права свои знает, а про обязанности и слышать не хочет.
Мне расхотелось с ним общаться. Если раньше я старалась участвовать в его воспитании, то сейчас желание это сошло на нет. Он, признаюсь честно, стал вызывать во мне не самые лучшие эмоции. Мне просто рядом с ним крайне не уютно. Отмечу еще, что живём все в одной комнате. Избегать общения друг с другом не получается. Иногда я реагирую на его выходки - получается конфликт.
Совместных детей у нас с мужем нет. Я просто боюсь рожать в такой атмосфере ребёнка, где рядом неуравновешенный подросток. Я реально боюсь его реакций и не знаю, что он может выкинуть.
Тема стара как мир. Переходный возраст, сложный период становления человека. Но что делать мне? Как себя вести с ним? Полностью абстрагироваться от воспитания? Пусть воспитывает отец, а мне наблюдать со стороны?
Просто иногда вижу, что отец сам не знает, что делать... что он растерян. А пустить на самотёк тоже не хочется. Мальчик не дебил какой-то, у него есть способности, которые он, к сожалению, не хочет развивать. К тому же парень очень ведомый и склонен к зависимостям. Я не уверена, что начав употреблять алкоголь или наркотики, он сможет остановиться.
Какую позицию мне выбрать? Что будет верным с моей стороны?
Заранее спасибо.
Автор вопроса: Ольга Возраст: 29

На вопрос отвечает психолог .
Ольга, здравствуйте. Желательно, что бы подобные вопросы, задавал отец, так как он несет непосредственную ответственность за воспитание ребенка. Вы сами понимаете, что проблемы накапливались еще за долго до переходного возраста. Причина такого поведения, может быть то, что он ему не хватало метеринской любви, а в Вас он видит соперницу. Что бы давать грамотные более грамотные рекомендации, то надо сделать анализ жизни мальчика до подросткового возраста. Вы описываете. как сейчас, но ничего не пишите о его матери? Жива ли она? Или просто не живет с мальчиком, а его воспитывает отец? От этой информации много зависит. Сейчас я понимаю, что ребенок уже "запущен" и показывает характер, он прекрасно понимает, что любые разговоры о смысле жизни, можно не воспринять, он "побъется головой" и все будет так. как он хочет... Сыт, одет, будет играть в компьютер, встречаться с девушкой... Если Вы хотите изменить ситуацию, то Вам с мужем надо набраться терпения и выработать обоюдную грамотную тактику поведения. Не обращать внимание, когда он манипулирует Вами. Если такое случается, то спокойно реагировать, обращаться потом к врачу - психиатру, объяснить все симптомы. Давать ему посильные обязанности. Если не выполнил, то не идти у него на поводу, может в чем то ограничить. Желательно куда то выехать совместно, что бы Вы втроем провели хорошо время. В начале ему будет не интересно, но потом, если все правильно сделать, у него появится интерес и он начнет принимать активное участие в активном отдыхе. Обязательно надо обратиться к психологу по месту жительства, где сделается детальный анализ жизни сына и Ваших отношений в семье, после чего Вы получите более конкретные рекомендации. От всей души, желаю Вам - Успехов и всего самого наилучшего!!!