Склонность к воровству у моей ученицы.

Вопрос психологу:
Добрый день. Я классный руководитель 1 класса. Работаю в школе 6 год, поэтому опыта не так уж и много. Не так давно столкнулась с регулярным воровством своей ученицы. Ситуация повторяется практически ежедневно и распространяется на любые вещи - деньги, книги, конфеты, карандаши... Все липнет к ее рукам! Поступает очень хитро - если начинаю искать, подбрасывает ворованные вещи другим. После беседы с девочкой и родителями ничего не изменилось, хотя она честно смотрит в глаза и обещает больше чужого не брать. Кража повторилась на следующий же день, а потом снова через несколько дней. Снова провели беседу, в которой рассказали, что брать чужое нельзя, что нужно спрашивать разрешения. Пояснила, как чувствуют себя дети, у которых что-то украли. Но и это не помогло. Психолога в штате школы нет, а родители не собираются искать специалиста. Им проще ее выпороть и наказать.
Семья у ребенка полная, но нельзя сказать, что родители активно занимаются воспитанием девочки. Успеваемость низкая, стимула к учебе нет. Карманных денег родители не дают. У девочки есть друзья среди одноклассников, отношения с классом хорошие, но с таким поведением их может скоро не стать. Ребенок может превратиться в изгоя, над которым смеется вся школа!!!Я боюсь лишний раз выйти из класса, оставить что-то на столе. работать так очень сложно!!! Перестала ей доверять. Если что-то пропадает, сразу же подозрение падает на эту ученицу. И всегда обоснованно - сначала молчит, а потом незаметно кладет украденное на место. Сама же при этом смотрит в глаза и говорит, что это не она, что она ничего не брала.
Подскажите, как правильно построить беседу с ребенком, чтобы помочь ему справиться с проблемой как можно быстрее? Возможно, есть какие-то специальные техники и приемы, сказки или другие методы, которые я смогла бы применять самостоятельно, без помощи специалиста. Может ли это быть болезнью и если да, то нужно ли направить ребенка к психиатру? заранее спасибо за ответ и помощь. очень рассчитываю на ваш ответ. С уважением, Оля.
Автор вопроса: оля Возраст: 28

На вопрос отвечает психолог Вараксина Евгения Васильевна.
Здравствуйте, Оля!
Первое, что необходимо сделать - это привлекать родителей к решению проблемы. Если после однократной беседы ситуация с воровством ребенка не изменилась, приглашайте родителей на беседы повторно. Практически невозможно изменить поведение ребенка без участия родителей. Родители до 18-летия ребенка несут ответственность за поведение своей дочери, не снимайте с них эту ответственность и не переваливайте на себя. Невозможно, это не Ваш ребенок, это Ваша ученица. Кроме того, потом от родителей Вы можете получить претензии, что недостаточно их информировали, занимались не своей, а психологической работой, не обладая для этого нужным образованием и т.д. Замотивируйте самих родителей принять участие в решении проблемы: 1) покажите последствия развития их дочери в данном направлении: потеря нормальных друзей, плохие компании, низкая успеваемость 2) легче решить проблему воровства в 7 лет, чем в подростковом возрасте, поэтому нужно делать это сейчас. Попросите родителей представить жизнь их дочери, если ее поведение не меняется, через 2 года, 5 лет, 10 лет, 15 лет. Это помогает увидеть необходимость решать проблему воровства.
Настаивайте на обращении к психологу и отметьте это в своих рекомендациях, как классный руководитель (желательно попросить родителей расписаться в получении рекомендаций - это заставит их отнестись к ситуации серьезнее, а Вас убережет от возможных претензий и проблем).
Не думайте, что это неправильно или жестко. Напротив, вернуть в сознание родителей ответственность за ребенка - необходимый шаг. Это сделает ребенка и родителей счастливее и успешнее. Причин детского воровства достаточно много: неумение управлять своими желаниями (хочу- беру) при низком уровне нравственного воспитания; недостаток родительской любви и внимания (недостаток радости в жизни ребенок закрывает воровством - приобретением желаемых вещей - и стремлением привлечь к себе внимание окружающих); противоречивость и непоследовательность родительского воспитания (папа говорит одно - мама другое, в один день такое поведение наказывается - в другой день на него закрывают глаза); неуверенность, низкая самооценка и неумение общаться со сверстниками (иногда на фоне неуверенности возникает неосознанное желание отомстить другим - тем, кто лучше учиться, кто в центре внимания в классе). Разбираться в этих причинах лучше всего опытному психологу совместно с ребенком и родителями. Ваша задача направить их к специалисту и замотивировать на эту работу.