При споре начинаю задыхаться.

Вопрос психологу:
Добрый день. Моя проблема в том, что при любой критике в мой адрес, при любом споре (даже совершенно безобидном), я не могу отстоять свое мнение (даже если оно совершенно компетентно), сразу резко подскакивает давление, я начинаю задыхаться и очень переживать. Даже если в интернете я рискну выразить свое мнение и кто-то с ним не согласится - у меня начинается дрожь, сразу нервы. Очень мешает в профессиональном плане и не только. Конечно, при направленной агрессии я так же не могу защитить себя, просто начинаю заикаться. Проблема существует всю жизнь. Отношения в семье с раннего детства было ко мне непростое, мне прямо заявляли, что я обуза и как были бы счастливы от меня избавиться. Никакой помощи и защиты от родных я никогда не получала, проблемами тоже не с кем было поделиться, в школе постоянно были проблемы с одноклассниками. Мне кажется, проблема именно из-за плохого отношения ко мне (отец и мать бросили меня, меня воспитывала одна бабушка и родственники). Депрессии у меня нет, мне нравится жить, о суициде мысли посещали и посещают редко, даже в моменты сильного горя я понимала, что плохое пройдет. Я понимаю, что нужен психолог, я не понимаю в каком направлении психологии мне двигаться, что делать? Это же психосоматика какая-то. Как это перебороть?
Автор вопроса: Лана Возраст: 26

На вопрос отвечает психолог Журавлёв Александр Евгеньевич.
Здравствуйте, Лана.
Эти приступы, а вернее, некая реакция на стрессовую ситуацию, имеют невротический характер.
Как правило, так проявляются и повышенный уровень тревожности, и накопившееся напряжение, психо-соматические "зажимы", вызванные и прошлым травматичным опытом, и самооценкой, и даже соответствующим самочувствием.
Чем может помочь психолог?
Во-первых, психолог может научить элементарно способам самоуправления.
Это определённые умения и навыки. Скажем, вовремя "сбрасывать" напряжения разных мышечных групп: от мышц ступней ног до мышц лица и шеи. Вовремя стабилизировать дыхание, снимая спазматические эффекты. Вовремя переключаться, заставляя себя (свои мозги фокусировать внимание на чём-то повторяющемся, спокойном и неэмоциональном,типа перечисления, мысленного проговаривания скороговорок, устного счёта и т.д.).
В конце-концов, психолог может напомнить Вам о пользе и эффективности рационального мышления. Это некий навык объективного анализа травмирующей ситуации, структурирование и концентрация на пошаговом выполнении некоей задачи.
Например, если Вы знаете, что завтра предстоит важный разговор с начальством, клиентом, не очень благожелательным коллегой и т.д. Для начала, подумайте о том, как Вы должны выглядеть, во что Вы оденетесь, чтобы создать себе некое настроение. Потом - постойте у зеркала и либо оставьте всё, как задумывали, либо вовремя что-то поменяйте.
Оделись - отлично! Похвалите себя. Дайте оценку своим действиям. И переходите к следующему шагу.
Следующий шаг - спокойно доехать до работы, не вынося себе мозги. Читайте, слушайте музыку, спите, если получится. Всё это (и ещё 1000 других способов) поможет СОХРАНИТЬ СИЛЫ ДЛЯ РАЗГОВОРА.
Наша саморефлексия, невротические "раздумья" и т.д. отнимают массу сил. Ничего полезного в них нет, потому что, как правило, все ответы на все вопросы (условно, конечно) мы уже знаем. И чего, спрашивается, переливать из пустого в порожнее. Лучше переключиться на что-нибудь ПРИЯТНОЕ!
Заставляйте себя, потому что страдать - тоже вредная привычка и опасная зависимость.
Пришли на работу - спокойно разденьтесь, приведите себя в форму и занимайтесь своими обязанностями на текущий момент. Не сразу же начинается критика и беседы с начальством? А если и сразу, то возьмите тайм-аут, обойдитесь без моментальных комментариев. Либо молчите, либо попросите о возможности и времени подумать: "Мне надо подумать". ОДНО КОРОТКОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ!
Сделали - снова отметьте свой успех и т.д.
Лана! Я конечно всё немого упрощаю и утрирую. Но суть одна: занимайтесь самоуправлением, стресс-менеджментом. Занимайтесь упорно и не жалея сил.
О способах релаксации Вы легко узнаете из интернета. Дыхательные практики (их очень много) - тоже там же.
Походите на йогу, пилатес, фитнес. Это очень помогает. Проконсультируйтесь с психоневрологом или с психиатром.
У Вас невроз, который требует внимания. Может быть, даже специальной медикаментозной терапии, потому что выражается в конкретных соматических симптомах.
Просто разговоры с психологом - это вспомогательная терапия. Не основная, а вспомогательная, дополнительная! Все разговоры про непростое детство, несправедливости и трагичность жизненной ситуации - да, это к психологу. И тут важно то, что и сколько расскажете Вы, а не то, что скажет Вам психолог. Психолог должен слушать и слышать! А Ваша задача - на вербальном уровне размотать и распутать множество клубочков и узелков, накопившихся за всё время!
Если серьёзно подойдёте к этому вопросу, то всё будет хорошо! Вы справитесь.
Если что, то пишите. А. Журавлёв