Как встать обратно на правильный путь после неудачи?

Вопрос психологу:
Здравствуйте, я месяц назад столкнулся с такой проблемой.
Я студент, уже 3-й курс, до выпуска 1 год, сессия была очень сложной для меня, я не сдал два профилирующих экзамена по языкам и еще пару предметов. Всеми усилиями пытался их пересдать, взятки, звал родителей поговорить с деканом, влияние через какие-либо другие факультеты и прочее. Я использовал все возможные и практически невозможные способы добиться дополнительных пересдач и спустя пару месяцев депрессии и жуткой нервотрёпки я всё таки закрыл сессию. Однако был момент, когда я уже смирился с тем, что этот путь не для меня и готов был бросить все попытки и уйти в армию, а дальше разбираться с проблемами по ходу их появления. Видите ли, дело в том, что я люблю проблемы, как бы глупо это не звучало. Когда я решаю свои проблемы я чувствую себя живым и чувствую, что в эти моменты я действительно познаю что-то новое, в то время как просиживая своё время на учёбе я этого практически не замечаю. Так вот, с тех пор я продолжаю учиться, но у меня нет абсолютно никакой тяги учиться дальше. Мне кажется, что те варианты развития событий, которые я продумывал, когда был в жуткой депрессии были куда лучше, чем продолжение учёбы. Кроме того, мои одногруппники (а я учусь в сугубо мужском коллективе, где конкуренция, как знаете, зашкаливает и все норовят друг другу поставить подножку) до сих пор не могут признать, что я всё еще здесь, потому что они то уже полагали, что больше меня не увидят, а вот он я. Я никогда не был белой вороной, ну может быть только слегка, потому что я более-менее интеллигентный человек, нежели большая часть из них, но тем не менее внезапно появилась какая то ненависть и постоянные подколы меня вроде таких "Да ты, Стас, не в том положении вообще, чтобы мне что-то предъявлять". Из за этого мне еще сложнее осознавать, что я всё еще часть этого коллектива. Я до сих пор не могу вклиниться в процесс и от этого очень тяжело, это очень сильно гнетёт, потому что нормальный человек справившись с проблемой начинает жить дальше, а я не могу. Понимаете, я знаю, что надо продолжать, но не могу никак себя заставить. Мне нужен какой-нибудь совет как встать на прежний путь, вы можете мне с этим помочь?
Автор вопроса: Станислав Возраст: 20

На вопрос отвечает психолог .
Здравствуйте Станислав!
В Вашем случае важно понять, что Вам действительно интересно. Когда Вы изначально шли в ВУЗ, это было Ваше осознанное решение или Вы шли потому что «так нужно»? Если это было Ваше осознанное решение, и Вы понимали, что нужно учиться дальше и сами того желали, тогда почему Вы не смогли сдать 2 профильных экзамена? Насколько Вы серьезно подошли к этому, если это 3й курс, следовательно, раньше Вы как-то справлялись, что изменилось перед последней сессией? Возможно уже на тот момент ценность этой учебы была для Вас не так высока, как изначально? Понимаете, когда человек чего-то действительно хочет, его не нужно заставлять и убеждать в том, что то, что он сделает будет ценно. Пока Вы еще не учились, Вы только теоретически предполагали, как это будет, потом Вы окунулись в эту кухню и возможно переоценили для себя что-то. Важно понять, что стало напрягать, почему пропал интерес?
Также может быть и другой вариант. Ценность могла остаться и осознание важности процесса тем более, но в какой-то момент Вы в душе «проиграли», смирились с этим, и чтобы не травмировать себя, обесценили учебу в принципе. И теперь она кажется уже не значимой и не стоящей.
Здесь уж Вы сами должны понять, какой вариант Вам ближе и что на самом деле с Вами произошло. У всякого действия и желания есть причина. В Вашем нежелании продолжать учебу она тоже есть. И это совсем не от «любви» к проблемам, а от чего-то другого. Возможно коллектив играл для Вас немаловажную роль, и Вы сами пишите, что конкуренция зашкаливает. Поэтому в тот момент, когда Вы выпали из учебного процесса, Вас также могли обесценить Ваши одногрупники и теперь Вы ощущаете, что необходимо заново бороться за свое место под солнцем, но либо вас это пугает (например, понизилась самооценка, не хватает уверенности в своих силах и способностях), либо Вы просто устали и на данный момент нет ресурса, который бы мог подпитывать и давать силы на новую борьбу.
В любом случае плыть по течению – не лучший выход. Решение принимать рано или поздно придется. Чем раньше Вы поймете свои истинные желания, тем лучше. Но есть опасность перепутать истинное желание (цель, чего я хочу достичь, кем хочу стать и что для этого нужно) с желанием избежать решения проблемы и «спастись» бегством в что-то новое. Психологи выделяют два типа мотивации: мотивация на достижение успеха (когда есть проблема, я ее решаю, преодолевая трудности на этом пути, т.к. знаю для чего мне это нужно) и мотивация на избегание неудач (лучше я чего-то делать не буду, а то вдруг не получится, чтоб не расстраиваться. Нет четкого понимания цели). У одного и того же человека в разные периоды жизни могут актуализироваться разные типы мотивации, это нормально, важно понимать почему так происходит. Для этого спросите себя, чего я боюсь? Имеют ли эти страхи под собой весомые основания (чьи-то конкретные угрозы, очень высокие риски, угроза психическому /физическому здоровью)? Если да, тогда подумайте насколько действительно важно то, что Вы хотите сделать и как минимум будьте готовы к последствиям. Но как правило, наши страхи связаны с нашими детскими переживаниями, когда мы еще не могли постоять за себя, не обладали тем количеством информации об окружающем мире и были зависимы от кого-то. В каждой новой стрессовой ситуации мы бессознательно откатываемся назад в роль (позицию) ребенка нам становится страшно с чем-то не справиться, преодолеть возникшие препятствия. Но стоит взять себя за руку и вспомнить, что Вам уже далеко не 5 лет и Вы в состоянии самостоятельно решить проблему, как тут же появляются и силы, и пути решения и возможности.
Поэтому, Станислав, прежде всего подумайте над своей целью, сформулируйте и запишите ее. Потому, как только записанная цель может таковой считаться. А дальше думайте и смотрите, что у Вас уже есть для ее достижения, а чего еще нет. И как этого можно достичь. Таким образом Вы составите себе относительный план действий, жить по которому намного проще и интересней, нежели находиться в подвешенном состоянии неопределенности. Так что дерзайте, почитайте спец. литературу о постановке целей, посмотрите вглубь себя и действуйте.
Верю в Вас и Ваши силы!